
В Приморье в районе посёлка Славянка Хасанского района ведется добыча моллюска спизулы при помощи драг. Появление здесь добывающих судов совпало с выбросами на берег большого объёма гниющей морской травы и острых осколков ракушек, информирует «Тихоокеанская Россия».
Подробнее об этом можно прочитать в материале приморского блогера Александра Хитрова.
Вот как прокомментировал ситуацию в «Фейсбуке» доктор биологических наук, профессор Владимир Раков:
- Промысел закапывающихся моллюсков везде и всегда ведется с помощью зубчатой драги. Есть еще древний способ штучного лова с помощью щупа (длинный шест с «вилкой» на конце) и ныряния — но эти способы малоэффективны и в любом случае связаны с выкапыванием моллюсков, как и драгой.
Но все двустворки, включая спизулу, — фильтраторы и живут только на мягких, песчаных, грунтах. Если на песке растут заросли морской травы — зостеры, которая имеет корни и корневища, то в таких местах спизула не способна жить.
То же и относительно зарослей водорослей (они растут на скалах и камнях) и пластах непрекрепленной красной водоросли — анфельции (у нее толщина пласта достигает 0,5 метра). Поэтому места скоплений спизулы и анфельции, а также любых других видов водорослей и морских трав — никогда не совпадают Да и добытчикам спизулы нет никакого резона драгировать по скоплениям трав и водорослей — они тут же забьют мешок драги, не протащив ее и нескольких метров — потом будет морока выгребать водоросли и чистить драгу от них. В небольшом количестве в драгу водоросли все же попадают, т.к. их споры прикрепляются и к отдельным пустым раковинам, лежащим на поверхности песка, но это очень в небольших количествах, с чем вынуждены мириться. К примеру, и корова, поедающая на лугу траву, захватывает языком и муравьев и кузнечиков, и прочих насекомых, но никто не относит, при этом, корову к хищникам.
Драгирование, несомненно, изменяет структуру песчаного дна, и в драгу попадают крупные, промыслового размера моллюски (обычно более пяти см), которые не проходят сквозь ее зубья. Но ведь и песок на дне имеет свойство передвигаться (точно также как и в песчаной пустыне, где его гоняет ветер). Да и моллюски не сидят на одном месте, а передвигаются в толще песка. Поэтому на песчаном мелководье полоса, где прошла драга, относительно быстро (после ближайшего даже небольшого шторма) приходит в прежнее состояние.
Кроме того, добытчикам разрешается вылавливать небольшие квоты, которые никогда не превышает 10% от общей величины промыслового запаса (примерно как если на морковной грядке вытаскивают только не более чем каждую десятую самую крупную морковку — своего рода «прореживание»). Поэтому поднятая проблема об «экологической катастрофе», в данном случае — сильно преувеличена.
«Владельцы» пляжей просто заинтересованы обвинять во всех грехах добытчиков — они «мешают» отдыхающим гонять на мотолодках и водных мотоциклах, «бананах», носится по акватории на водных лыжах или на досках с парусами и т.п. Да и убирать с берега штормовые выбросы не очень хочется (затратно).
А штормовые выбросы были всегда, даже когда в бухтах не велся промысел моллюсков драгами — на этот счет немало публикаций было и 50, и 100 лет назад.