Фултонской речи Черчилля, с которой принято вести отсчёт холодной войны, сегодня 70 лет

Черчилль никогда не скрывал своих антироссийских и антисоветских взглядов. Проиграв неожиданно на парламентских выборах 1945 года и оставив пост главы правительства Великобритании, он с болью видел, что начала рушиться Британская империя, а Советский Союз превратился в мировую державу. Если бы прагматичные отношения между СССР и США продолжали расширяться, Британия могла полностью утратить свое влияние. Такого Черчилль допустить не мог. Своей трибуной он избрал Вестминстерский колледж в Фултоне, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.

Фултон — городок небольшой, всего 8 тысяч жителей, в колледже учились 212 студентов, здесь ежегодно устраивалась лекция по международным проблемам. Президент США Гарри Трумэн вырос в 100 милях от Фултона и предложил Черчиллю, собравшемуся отдохнуть во Флориде, выступить с речью. Президент оказался и самым внимательным слушателем. Английский гость оратором был ярким. Произнесённое им: «От Щецина на Балтике до Триеста на Адриатике над Европой опустился железный занавес» — стало крылатым выражением.

Черчилль не первым применил этот образ. Он встречался в начале века у английского писателя–фантаста Герберта Уэллса в романе «Пища богов». В отношении России первым так высказался Василий Розанов, посчитавший события революционного 1917 года апокалипсисом для страны и концом её истории. Едва, подведя итоги Первой мировой войны, был подписан мирный договор в Версале в 1919 году, как премьер–министр Франции Жорж Клемансо заявил: «Мы желаем поставить вокруг большевизма железный занавес, чтобы не дать разрушить цивилизованную Европу». Во время Второй мировой войны уже гитлеровский министр пропаганды Геббельс пугал Запад советским железным занавесом. Но подхватили это выражение, которое стало идеологическим штампом, именно после речи Черчилля, фактически объявившего войну Советскому Союзу: «Могут вернуться тёмные века, может вернуться каменный век! Берегитесь, может быть, времени мало!» Через год выступивший в палате представителей США Бернард Барух назвал наступившую после Фултона конфронтацию холодной войной.

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Комментарии запрещены.