Японские иллюзии о «северных территориях»

На минувшей неделе, 3 декабря, премьер-министр ЯпонииСиндзо Абэ в разговоре с мэром северного японского города Нэмуро, Сюнскэ Хасэгава, заявил, что намерен продолжать вести «упорные переговоры» с Россией, направленные на заключение мирного договора и решение «проблемы» Курильских островов, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.

Нэмуро — город на севере Японии, с которого просматриваются южные острова Курильского архипелага. В городе базируются организации бывших жителей так называемых «северных территорий», (как их именуют в Японии), которые выступают за их возвращение.

Хасэгава подтвердил, что «именно сейчас для этого представился идеальный шанс», учитывая устоявшиеся дружеские отношения между премьером Абэ и президентом России Путиным. Но не подразумевал ли он под «сейчас» не лучшее для России время, время санкций, открытую борьбу с запрещённым в России так называемым «исламским государством», обострением отношений с Турцией?

Руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока Российской академии наук Валерий Кистанов не видит повода у Японии, даже в столь непростое для России время, давить на Россию «со своего угла».

Очередным поводом со стороны Японии поднять «проблему северных территорий», считает эксперт, послужило заявление, сделанное 1 декабря министром обороны России Сергеем Шойгу, о строительстве дополнительной военной инфраструктуры на островах Итуруп и Кунашир.
Япония всегда болезненно относится к каким-либо действиям СССР и России на этих островах. Это относится и к визитам высокопоставленных государственных деятелей. Например, в этом году Япония осудила и даже пыталась предотвратить посещение в сентябре Курил главой правительства Дмитрием Медведевым, который после своего визита призвал и других членов кабинета регулярно посещать Курильские острова.

«Россия приняла новый план социально-экономического развития Курильских островов, который будет реализован в период с 2016 по 2020 год. Он предусматривает развитие экономики, социальной сферы, инфраструктуры, улучшение транспортного сообщения с материком, в том числе сюда, конечно же, вошли и ранее упомянутые работы по укреплению обороноспособности островов. Никакой угрозы для Японии они не представляют. Это регулярное обновление вооружения и оно не предусматривает размещения каких-либо наступательных орудий», — пояснил Кистанов.

В девяностые годы, когда Россия мало внимания уделяла развитию островов, люди покидали Курилы. Тогда у японцев сложилось впечатление, что России острова не нужны. Появилась надежда на то, что острова перейдут к Японии. Теперь эти надежды окончательно растаяли: Россия взялась за острова, стала их развивать.

Заявления и беспокойства Японии процесс перманентный и связывать его с происходящими сейчас в мире событиями не стоит, уверяет эксперт.
«Может показаться, что Япония решила нажать на Россию в связи с сегодняшним непростым положением на мировой арене, но это не совсем так, — утверждает Кистанов. – Конечно, у японского правительства есть предположения о том, что Россия в нынешнем положении, находясь не в лучшей ситуации и испытывая экономические трудности в связи с санкциями США, повернётся лицом к Стране восходящего солнца и в целях прорыва изоляции и выхода из «санкционного болота» пойдёт навстречу японским требованиям. Но это не больше чем иллюзия».

Сергей Зиновьев

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Комментарии запрещены.