
Накануне, 6 декабря, стартовала неделя Нобелевских лауреатов за 2015 год. Торжественные мероприятия пройдут в Стокгольме и в Осло по 12 декабря. Кульминацией станет церемония награждения лауреатов в четверг, 10 декабря. Традиционно неделя открывается пресс-конференцией обладателя Нобелевской премии по литературе, которую в 2015 году присудили писательнице Светлане Алексиевич, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
В интервью испанской (каталонской) газете La Vanguardia Светлана Алексиевич отметила, что все русскоязычные нобелевские лауреаты, получившие премию по литературе, после награды «вызывали волну ненависти в нашем обществе. То же самое начало происходить со мной. Пресса переполнена статьями о том, что это политическое решение, что мне её дали за то, что я противник Путина. Конечно, я не поддерживаю этого человека. Россия под его руководством делает то же самое, что во времена СССР, проводит очень агрессивную политику, противоречащую европейским, демократическим ценностям».
Про белорусского президента Александра Лукашенко писательница заявила, что ему «не нужен нобелевский лауреат в стране, он абсолютный монарх, никто не должен затенять его».
Алексиевич рассказала, о чём она скажет в своей речи на предстоящей церемонии вручения Нобелевской премии: «Писать о красной империи, рассказывать, как люди были маленькими частицами этой империи. Маленькие люди никогда не имели значения, их использовали как инструмент, никто не спрашивал об их мыслях и чувствах. Это пришлось делать мне, часто в первый раз. Я процитирую Шаламова, который прошёл через ГУЛАГ и видел, по его словам, «великую битву за обновление человека». Я тоже участвовала в этом, в молодости я верила в СССР. Но единственный след, который оставили большевики, это лужи крови. Об этом я и пишу».
Отвечая на вопрос о возвращении людей к религии в моменты несчастий, Алексиевич отметила, что «одно дело было после Чернобыля или падения коммунизма, когда мы искали новую веру, потому что были атеистами и нам нужно было на что-то опереться. Но теперь люди ходят в православные церкви в России в результате пропаганды, смешивающей политику и религию». Писательница отметила, что путинский режим подменил веру пропагандой. По её мнению, «власти хотят создать православный халифат», а Владимир Путин «считает себя царем, одновременно религиозной и политической фигурой», пишут Хави Айен и Ким Манреса.
Источник: La Vanguardia
Наша справка: Светла́на Алекса́ндровна Алексие́вич (белор. Святлана Аляксандраўна Алексіевіч, родилась 31 мая 1948 года в городке Станислав, ныне — Ивано-Франковск, на Западной Украине) — советская и белорусская писательница, журналистка, сценарист документальных фильмов. Пишет на русском языке. Наибольшую известность получили её книги в жанре художественно-документальной прозы «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва», «Время секонд-хэнд». Её отец был белорус, мать — украинка. После демобилизации отца семья переехала на его родину, в Белоруссию, отец и мать работали сельскими учителями. Мать отца умерла от тифа в партизанах, из троих её сыновей двое пропали без вести, а отец Светланы Алексеевич вернулся с фронта. Отец матери погиб на фронте. Прадед отца тоже был сельским учителем. В 1965 году окончила среднюю школу в Копаткевичах Петриковского района Гомельской области. Работала воспитателем, учителем истории и немецкого языка в школах Мозырского района, журналистом газеты «Прыпяцкая праўда» («Припятская правда») в Наровле. В 1972 году окончила факультет журналистики Белорусского госуниверситета, начала работу в «Маяке коммунизма» — районной газете в Берёзе Брестской области. В 1973—1976 годах работала в белорусской «Сельской газете», 1976—1984 годах — руководитель отдела очерка и публицистики журнала «Нёман». В 1983 году принята в Союз писателей СССР. С начала 2000-х годов жила в Италии, Франции, Германии, с 2013 года снова живёт в Белоруссии.