Студенты четвертого курса БИТС Морского института информационных технологий МГУ им. адм. Г.И. Невельского Иван Радаев и Олег Матирный прошли практику в лаборатории акустического зондирования океана Тихоокеанского океанологического института им. В.И. Ильичева ДВО РАН, информирует «Тихоокеанская Россия».
Вот, что они рассказали о двух месяцах работы на научно-исследовательском судне.
– В наше время в ходу мнение: «Студенту некуда пойти на практику, сложно найти работу». Мы считаем, что это далеко не так. Работа есть, но нужно проявить настойчивость, чтобы найти её. Ничего не даётся даром – нужно постараться, проявить инициативу и упорство в достижении цели.
Нам удалось реализовать такую возможность и пройти практику в лаборатории акустического зондирования океана Тихоокеанского океанологического института им. В.И. Ильичева ДВО РАН. Заведующий лабораторией доктор физико-математических наук А.Н. Рутенко включил нас в состав экспедиции по проекту «Сахалин-1».
Экспедиция выполняла исследования, связанные с акустическим мониторингом сейсморазведочных работ на побережье острова Сахалин. На северо-восточном шельфе о. Сахалин в море установлены промышленные платформы, с которых производится добыча нефти и газа.
Но этот район является ареалом обитания серых и синих китов, сивучей и других морских животных. У специалистов принято называть это место традиционным районом летне-осеннего нагула китов. Измерения проводились акустическими методами, что позволяло контролировать уровни антропогенных шумов, которые возникают при работе нефте- и газодобывающих платформ, следить за тем, чтобы уровень шума не превышал допустимый порог.
Более мощные шумы – а звук в океанической среде распространяется на тысячи километров – могут напугать обитателей глубин, нанести заметный экологический вред популяции китов. В таких экспедициях обязательно принимают участие биологи и экологи, они наблюдают за физическим состоянием китов, за их количеством, за планктоном и рыбой – пищевой основой для популяции морских животных. Акустические измерения дают необходимую и точную информацию об условиях существования популяции в исследуемых районах. Для проведения мониторинга было разработано уникальное оборудование, автономные акустические системы, с которым и работали ученые.
Такие экспедиции у берегов острова Сахалин являются ежегодными, но для нас все было впервые. Мы принимали участие в работах по подготовке оборудования, выслушали наставления всех участников экспедиции о безопасности, дисциплине, прошли огромное количество инструктажей, и даже получили сертификат со сложным и длинным названием BOSIET (basicoffshoresafetyinductionandemergencytraining). Самое главное, мы прониклись чувством ответственности за свою и общую работу.
Было интересно работать в команде научных сотрудников, кандидатов и докторов наук, быть стажерами. Это давало нам возможность учиться у наставников, которые умеют передавать свои знания и опыт, делают это со свойственным им профессионализмом.
На первом этапе была интенсивная подготовка и первоначальный сбор аппаратуры непосредственно в институте. Нам показали общую схему систем, которые предстояло устанавливать вдоль побережья острова. Гидрофон, улавливающий малейшие шумы в океане; донную станцию, обрабатывающую получаемые гидрофоном сигналы и сохраняющая их на SD-карты; акустический размыкатель с приблизительно стокилограммовым якорем, чтобы, когда подойдет момент поднятия системы, груз остался на дне; поверхностный буй, использующий УКВ-антенну и спутниковую антенну «Иридиум» для передачи обработанного сигнала на берег, в специально оборудованный лагерь.
На береговом посту обученная команда непосредственно следила за уровнем шумов с помощью соответствующего программного обеспечения. Мы собирали станции, укомплектовывали системы для отправки в порт погрузки, занимались разного рода рабочими мелочами. Ну, куда ещё ученые допустят студента? По ходу дела нам объясняли преимущества и недостатки отдельных элементов систем, их взаимодействие, то, что поможет нам лучше понять принцип работы аппаратуры.
Сахалин встретил нас солнцем. Весь период работ, проходящих на северо-восточном шельфе острова в Охотском море, погода нас баловала, что положительно сказалось на работе экспедиции. Но нам пришлось испытать и течение, и зыбь, и туман, и дождь…
Корабельные будни были лишены особой романтики – это был настоящий ежедневный труд, сжатые сроки для выполнения исследований и дисциплина. Но работа в дружном коллективе и необыкновенные закаты всё-таки стоят того, чтобы оправиться в море. Работа спорилась, каждый день мы отрабатывали полную рабочую норму, собирая станции, усовершенствуя их. Вечерами сидели в кают-компании, пили чай (и ничего крепче!), слушали истории двух других членов экспедиционной команды, опытных учёных, наших наставников кандидатов технических наук Романа Коротченко и Петра Попова.
Громадины нефтяных платформ завораживали. Нам дважды удалось побывать на этих сооружениях. Казалось, что вступил в иной мир, где люди живут расписанием строго соблюдаемого графика, от вахты до вахты.
Работа шла строго по плану, возникавшие проблемы решались на ходу. Два месяца пролетели, как один день. Казалось, только сошли с самолёта в Южно-Сахалинске, а уже нужно было лететь обратно во Владивосток.
Несомненно, это был необыкновенный опыт. Отправиться путешествие, да ещё с научной целью – это ли не здорово?
Источник — пресс-служба МГУ имени Невельского