
Россия и Китай сейчас являются основными странами, которые практикуют отказ от доллара. Самая большая опасность для нефтедоллара связана с крупнейшим энергетическим соглашением в истории между Российской Федерацией и КНР. Все расчёты в рамках этого соглашения будут вестись в рублях и юанях. И с этого момента Россия также участвует в создании подобных соглашений с другими покупателями топлива, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
Тем не менее, доллар был и остаётся доминирующей валютой в международной торговле, отмечают эксперты Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Но времена меняются. Если во время формирования еврозоны доля доллара достигала пика в 71 % от общего размера официальных валютных резервов, то в 2014 году показатель упал до 62,9 %.
Доллар медленно теряет свой статус бесспорной мировой резервной валюты, но это всё же происходит. Все меньше стран и организаций используют доллар в международных сделках, и это постепенно сокращает гегемонию американской валюты.
Например, совсем недавно Китай и Южная Корея подписали крупное соглашение, которое позволяет облегчить торговлю друг с другом при использовании своих национальных валют. Даже французские чиновники сейчас говорят о необходимости использования евро, а не доллара.
Также деллоризацию будут проводить в странах СНГ: президент России Владимир Путин внёс в Госдуму законопроект, который предполагает отказ от доллара в СНГ. Согласно опубликованному сообщению на сайте президента России, в рамках «Соглашения о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств – участников Содружества Независимых Государств» будет создан механизм, который позволит отказаться от доллара и евро в качестве промежуточной валюты в расчётах.
Что касается еврозоны, то в текущем году там не исключена дефляция, то есть снижение цен. Об этом заявил на пресс-конференции после очередного заседания Европейского Центробанка глава регулятора Марио Драги. В целом же по итогам года инфляция в странах валютного союза, согласно обновлённому прогнозу, составит всего 0,1 %. Дефляция — ещё более опасное явление для экономики, чем высокая инфляция. Она способна привести к схлопыванию производства. Если в еврозоне начнётся снижение цен, это будет иметь крайне неприятные последствия, в том числе и для России, уверен сотрудник РЭУ им. Г.В. Плеханова, управляющий партнёр компании DreamTeam Investments Александр Бутманов.
«Дефляция еврозоны будет экспортироваться в том числе и нам. Это будет какой-то переменный шок между инфляционными и дефляционными шоками нашей экономики. Для нас это чревато волатильностью, дефляция в еврозоне означает для простого российского бизнесмена или гражданина огромную волатильность нашей валюты и фондового рынка. Для нас выгодно, чтобы ЕЦБ удалось погасить инфляционную спираль», — рассказал «Коммерсантъ FM» Бутманов.
Как сообщалось, в ходе очередного заседания, как и предполагало подавляющее большинство экспертов, ЕЦБ оставил базовую ставку на прежнем, рекордно низком уровне — 0,05 %.
По дальнейшему движения рынка Китая нет определённости: инвестор Марк Мобиус, известный своими предсказаниями ситуации на фондовых рынках, предрёк дальнейшее снижение китайских индексов. С ним согласны и другие опрошенные Bloomberg эксперты. Однако эксперты Goldman Sachs по-прежнему с оптимизмом оценивают перспективы акций китайских компаний, торгующихся в Гонконге, считая их оценочную стоимость невысокой, сообщает агентство Bloomberg. Несмотря на туманные перспективы китайского рынка, страны «большой двадцатки» похвалили Поднебесную за проводимую политику. Как пишет Financial Times, Пекин получил в Анкаре широкую международную поддержку своего экономического курса, мер по изменению курсовой политики. Китайским официальным лицам удалось убедить коллег из G20, что девальвация юаня и новые инструменты курсовой политики направлены на переход к более рыночному курсообразованию.
Глава ВТБ Андрей Костин считает, что в российской экономике нет кризиса, но есть признаки стагнации. По словам Костина, куда большее влияние на работу банка оказал кризис 2008 года, когда ВТБ оказался отрезан от международного рынка капитала. Кроме того, в начале июня глава ВТБ рассказал, что в России нет и не было банковского или экономического кризиса.