
Рассказанная топ-моделью Натальей Водяновой история о том, как ее сестру, страдающую аутизмом и ДЦП, выгнали из нижегородского кафе «Фламинго», не только вызвала широкое обсуждение в социальных сетях, но и дошла до Следственного комитета России. Проблема в том, что далеко не все страдающие люди с «альтернативными возможностями», как политкорректно называют их на Западе, имеют всемирно известных родственников. Создает ли приморский бизнес условия для того, чтобы люди были готовы принять эту категорию граждан в качестве равноправных членов общества, информирует «Тихоокеанская Россия».
Сергей Лукьянец, управляющий кафе «Молоко и мед»: «Инвалиды среди гостей есть, для их удобства в нашем кафе предусмотрены пандусы, которые облегчают людям с ограниченными возможностями подъем на колясках. С людьми, страдающими какими-либо психическими отклонениями и особенностями, в своей работе я не сталкивался. Вообще, мы рады всем гостям. И при возникновении подобной ситуации, я думаю, мой персонал среагирует правильно, разъяснив тем, кто недоволен присутствием непохожего соседа, что в обществе мы все имеем равные права. Вообще, я считаю, что при возникновении этических недоразумений руководство общественных заведений должно объяснять гостям правила поведения, тем самым «воспитывать» своего гостя».
Андрей Хаустов, арт-директор ресторанов «Синдикат», «Порткафе»: «Сколько работаю в сфере HoReCa, таких ситуаций не наблюдал. В ресторане «Порткафе» мы даже проводили мероприятие совместно с обществом инвалидов. Они обратились к нам с целью провести 8 Марта, мы с удовольствием им помогли. Накрыли стол, организовали конкурсную программу.
Каких-либо конфликтов среди посетителей из-за внешности у нас не возникало. Как мне кажется, жители Владивостока в большинстве своем люди толерантные. Ну и у нас помещения ресторанов разделены на зоны, поэтому отдельным компаниям, сидящим за разными столиками, сложно друг с другом взаимодействовать. Разве что если люди слишком много выпьют и начинают мешать другим, но для таких ситуаций существует охрана. А вообще, у нас бизнес клиентоориентированный. И главная задача бизнеса — зарабатывать, предоставляя необходимый перечень услуг всем посетителям независимо от того, у кого какие недостатки и кто как выглядит».
Дмитрий Гутников, управляющий рестораном «Семь футов»: «С такими людьми, конечно, приходилось сталкиваться как в повседневной жизни (на улице, в магазинах, кинотеатрах), так и на работе. Среди наших гостей иногда можно встретить людей, относящихся к данной группе инвалидности. Они всегда приходят в составе семьи, и официанты относятся к ним как к обычным гостям. Законодательство в России не подразумевает разделения граждан по состоянию здоровья, поэтому люди с какими-либо физическими или психическими отклонениями являются такими же гражданами, как все остальные, и так же имеют право на все радости жизни: ходить в кафе и рестораны, кинотеатры, посещать общественные мероприятия.
Бывают такие ситуации, когда посетители обращаются к официанту или менеджеру, чтобы кто-то из обслуживающего персонала сделал замечание людям за соседним столиком, которые перебрали с алкоголем и ведут себя некультурно, нецензурно выражаются, например, мешая отдыхать другим. Так называемые особенные люди в этом отношении не могут иметь никаких нареканий.
Чаще конфликтные ситуации возникают при участии здоровых людей, которые либо испорчены деньгами, либо перебрали со спиртным. Порой люди, которые имеют деньги и власть, чересчур много себе позволяют. Могут, например, попросить каких-то людей уйти, потому что они заняли столик, который им нравится.
Суть ситуации похожа. Когда люди одной категории считают, что они по отдельным признакам имеют больше прав, чем другие. Но на самом деле, позволяя себе больше вольностей, демонстрируют свою невоспитанность. Как-то повлиять на это сложно, предел воспитанности закладывается в семье. Но порой для поддержания культуры заведения приходится объяснять правила поведения в общественном месте.
Вообще, в России, в отличие от стран Запада, на улицах почти не видно инвалидов, тех же колясочников, поскольку устройство общественного пространства (отсутствие пандусов, специальных лифтов, специально оборудованных туалетов и т.п.) фактически обрекает инвалидов на затворничество. Только после саммита во Владивостоке началась тенденция снабжать инфраструктуру необходимыми составляющими, стали строить парковки для инвалидов, пандусы в подземных переходах, а раньше ничего этого не было».
Ольга Гурская, владелица кафе «Квартира 30»: «Если бизнес ориентирован на людей, то выгонять их не имеют права. Это ужасный случай, и в нашем городе я с подобным сталкивалась. Сидела на летней террасе в одном из заведений Владивостока, и при мне выгнали женщину. Я не знаю, действительно ли она была больна, а может, из профессиональных попрошаек, но сути произошедшего это не меняло. Немедленно захотелось встать и уйти. Была даже ситуация, когда меня с другом-иностранцем не пустили посидеть на летней террасе из-за того, что он был в сандалиях, хотя было два часа дня, лето и настоящая жара.
Нормальный человек к людям с ограниченными возможностями всегда будет относиться хорошо. Если выгоняют такого человека из ресторана, то надо менять директора, персонал — всего лишь трансляция таких решений. Я всегда говорю своим официантам, что они должны быть добрыми и человечными. Они должны понимать, что не являются прислугой, об которую должны вытирать ноги. Они — хозяева, которые радушно принимают гостей и окружают их заботой и лаской».
Василий Ожерельев, владелец реалити-квеста «ВыХод» во Владивостоке: «Как можно относиться к такой ситуации? Только негативно и никак иначе. Нужно с уважением относиться ко всем людям, а уж если человек болен, то нужна двойная забота и уважение. Если эта девушка вызвала нездоровое оживление среди посетителей, то ей могли предложить другое место, например, более закрытое от глаз зевак. А выгонять кого-то на улицу — это ужасно.
У нас бывали случаи, когда люди, не очень здоровые психически, приходили к нам. Была женщина, приходившая каждый день и задававшая один и тот же вопрос, на который получала один и тот же ответ. Затем она садилась и начинала пить чай и кушать конфеты. Мы не обращали на нее внимания, и со временем она просто перестала приходить. Надо проводить грамотное обучение сотрудников, чтобы таких ситуаций не было.
Отношение к людям с ограниченными возможностями в России изменить можно, но нужно много над этим работать. Предлагаю начать с себя, пандусы, например, установить. В кинотеатре «Океан» сейчас в один из дней недели приходят люди с ограниченными возможностями и получают те же услуги, что и остальные. В идеале таким днем должен быть каждый день недели».
Источник — «Конкурент»