
Красоты подводного мира Южных Курил стали доступны благодаря серии уникальных снимков, сделанных командой известных подводных фотографов. Во второй половине июля они работали в заповеднике «Курильский» на острове Кунашир, сообщили в пресс-службе заповедника, информирует «Тихоокеанская Россия».
Всю вторую половину июля на Кунашире вместе с сотрудниками заповедника «Курильский» работала команда подводных фотографов — многократных лауреатов «Золотой черепахи», конкурсов National Geographic и других известных российских и международных фотоконкурсов: Андрей Нарчук, Константин Новиков, Андрей Сидоров и Сергей Шанин.
За две недели работы на Кунашире фотографам удалось погрузиться в разных частях острова (в минерализованном озере Горячем в кальдере вулкана Головнина, у мыса Рогачева на тихоокеанском побережье острова, у мысов Ивановского и Столбчатого — на охотоморской стороне) и сделать несколько сотен снимков. Лучшие из них будут представлены на ежегодном общероссийском фестивале природы «Первозданная Россия» в Москве и на других фотовыставках.
«В этой экспедиции все мы сделали очень много. Огромное спасибо моим друзьям и партнерам, а также представителям заповедника, которые всячески нам помогали. Надеюсь, в будущем получится вернуться сюда еще раз, так как и мест, и сюжетов для съемки осталось огромное количество», — рассказывает Андрей Нарчук.
Основной темой съемки для группы были ластоногие, поэтому большую часть времени фотографы работали в районе мыса Ивановский, где находится лежбище тюленей. Подводная съемка этих морских обитателей – дело непростое. Хорошие снимки можно получить только с очень близкого расстояния. Для этого нужно, чтобы тюлени достаточно привыкли к человеку и доверяли ему, на привыкание может уйти несколько дней. Важную роль в налаживании контакта с ластоногими играют ласты — на них животные обращают особое внимание: длинные фридайверские ласты у тюленей в особом почёте, кроме того, антуры и ларги предпочитают ласты серого цвета, тогда как сивучи особенно реагируют на жёлтый и коричневый.
«Нам показалось, что кунаширские тюлени по своему поведению отличаются от командорских и приморских. Антуры здесь более осторожны, дольше привыкают к человеку, предпочитая наблюдать издалека, а ларга, наоборот, более общительна, быстрее идет на контакт», — делится впечатлениями Сергей Шанин.
«Самое ценное во всех съемках — это переход во взаимодействии с тюленями в ту стадию, когда они начали включать нас в свои игры и общение. Благодаря этому удалось наблюдать и снимать их отношения, находясь совсем рядом. Они могли заниматься своими делами — поиск еды, отдых, игры и общение, — почти не обращая на человека внимания, — добавляет Андрей Сидоров. — Подводный мир Южных Курил не похож на другие морские территории Дальнего Востока. Общее впечатление создает водная растительность и ее обитатели, а они, конечно, в разных местах и широтах разные. Здесь другие грунты, скальные породы, цвет, температура воды. Как и на суше, подводные пейзажи очень отличаются друг от друга. Результат — удивительные впечатления и интересные кадры для всей нашей группы».
Яркие впечатления остались у фотографов от ночного дайвинга. Обычно во время ночных погружений, когда активизируются многие мелкие морские обитатели, удобно снимать в режиме «макро». В прибрежье Охотского моря подводная жизнь кипела, но объекты фотосъемки оказались в размере и в количестве гораздо большем, чем предполагалось, с трудом помещаясь в макро-объектив.
Во время погружения на мысе Столбчатом стало ясно, что это место необыкновенное не только на суше, но и под водой. Глубины вблизи Столбчатого – от пяти до 20 метров. Каменные столбы уходят вглубь до самого дна, а на скальных поверхностях расположились многочисленные морские обитатели. «За одно погружение мне удалось найти четыре разных вида голожаберных моллюсков. Это, на мой взгляд, неплохо. Все-таки Охотское море — не Филиппины и не Индонезия, хотя и там за один раз не всегда удается увидеть больше разновидностей», — рассказывает Андрей Нарчук.
Безусловной удачей можно считать кадры идущей на нерест горбуши в море. Нерестящегося лосося проще снимать в реках, а вот в море «поймать» в объектив почти невозможно, на Кунашире были сделаны исторические морские кадры.
По Дальнему Востоку фотографы путешествуют не в первый раз. В прошлом году они работали в заповеднике «Командорский». Тогда и родился проект фотоальбома о заповедных дальневосточных морях. Ранее в этих суровых местах никто серьезно не занимался подводной съемкой. Заповедник «Курильский» — вторая из заповедных территорий, которая войдет в этот альбом.
Снимки имеют не только художественную ценность, основная цель фотографов — привлечь внимание общественности к вопросам сохранения морских животных и среды их обитания. По словам Андрея Нарчука, больше всего в мире подводных охотников у нас в России. А вот подводных фотографов – очень мало. Так, на первый в России фестиваль подводной фотографии, который скоро начнётся в столице, со всей страны удалось собрать не более 50 участников.
«Большинство людей никогда не погружались под воду. А между тем, подводный мир огромен, красив и загадочен. И нам хотелось бы, чтобы все могли с ним познакомиться. Прежде всего, для того, чтобы заставить задуматься о том, какой он хрупкий и как важно его сохранить».
Свои работы и впечатления о заповедном мире Кунашира фотографы опубликуют в «Диком журнале» — электронном издании о дикой природе, создателями и соавторами которого они являются, сообщает SakhalinMedia.