
Знаменитый биолог, лауреат Нобелевской премии по биологии и медицине 1962 года за открытие трёхмерной молекулярной структуры ДНК Джеймс Уотсон, в минувшие выходные посетил в Санкт-Петербурге лаборатории инновационной компании BIOCAD. Учёный не ожидал увидеть в российской компании разработки сложнейших инновационных препаратов против рака, ничем не уступающих производимым ведущими фармакологическими компаниями мира, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
На встрече с российскими исследователями Джеймс Уотсон высказал своё мнение о том, что именно компании среднего размера с собственными научными подразделениями сегодня двигают науку вперёд. По словам известного биолога, американская академическая среда утратила такой динамизм.
Джеймс Уотсон посетил лаборатории компании BIOCAD, расположенные на площадке «Нойдорф» Особой экономической зоны «Санкт-Петербург». На сегодняшний день это самый крупный R&D комплекс в России. Инвестиции в строительство и оборудование центра составили свыше 100 миллионов долларов. Здесь российские специалисты ведут работу над проектом MabNext – созданием первых в России инновационных препаратов на основе моноклональных антител против тяжёлых форм рака и аутоиммунных заболеваний. Для новых лекарств разработана специальная методика, объединившая инструменты компьютерного моделирования молекулы и синтеза генов de novo. На сегодняшний день эта технология не имеет аналогов. Одна из разработок с использованием новой методики – лекарство на основе антигена к белку PD-1 против самого агрессивного вида рака кожи – меланомы.
Джеймс Уотсон уверен – через 10 лет большинство видов онкологических заболеваний будут полностью излечимы. «Сейчас самое главное – искать лекарства от поздних стадий рака», – рассказал нобелевский лауреат российским исследователям. Согласен с первооткрывателем структуры ДНК и генеральный директор компании BIOCAD Дмитрий Морозов: «Наша главная задача – победить одну из тяжёлых форм рака. Для разработки инновационных препаратов мы планируем привлечь инструменты «искусственного интеллекта». Сегодня нет смысла копировать западные технологии, так как жизненный цикл инновации не превышает пяти лет. Чтобы стать первыми в мире, необходимо постоянно быть на переднем крае научных достижений и создавать принципиально новые продукты».
Джеймс Уотсон посоветовал молодым российским учёным не браться за исследовательские проекты, горизонт которых более трёх лет, а компании – разрабатывать только те препараты, которые можно будет выпустить на рынок не позднее чем через 5-7 лет. На вопрос биотехнологов: «Как будут выглядеть будущие лекарства от рака?» он ответил: «Вам решать. Я хочу, чтобы кто-то ещё был знаменит», сообщает пресс-служба компании BIOCAD.
Маститый учёный назвал россиян «тёплыми людьми». Он обменялся визитками с коллегами и высказал желание обязательно увидеться, когда российские учёные будут в США.
17 июня Джеймсу Уотсону в стенах Российской академии наук вернули Нобелевскую медаль, которую он продал в декабре 2014 года с аукциона, чтобы получить деньги для продолжения исследований. Утраченную награду нобелевскому лауреату возвратил Алишер Усманов, выкупивший медаль в прошлом году на аукционе Christie’s за 4,8 миллиона долларов и сразу же заявивший о намерении возвратить её учёному.