Как заселить Дальний Восток


25-26 мая в Хабаровске пройдёт Всероссийская конференция «Демографическое развитие Дальнего Востока».Организаторами форума выступают Минвостокразвития и правительство Хабаровского края совместно с Всероссийским центром изучения общественного мнения и Институтом научно-общественной экспертизы. Одним из экспертов на конференцию приглашён ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии Дальневосточного отделения Российской Академии наук, кандидат экономических наук Юрий АВДЕЕВ, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
Как отмечается в анонсе конференции, размещённом на сайте Минвостокразвития, ведущие эксперты обсудят демографическую ситуацию и проблемы миграции на Дальнем Востоке с представителями федеральных и региональных органов власти. С докладами о результатах реализации демографических программ выступят главы дальневосточных регионов. Представители Федеральной миграционной службы, Минтруда России, объединений работодателей и ВЦИОМ расскажут о своем взгляде на проблему миграции на Дальнем Востоке. В ходе конференции будут обсуждаться основные направления Концепции демографической политики региона на период до 2030 года, разработку которой планирует осуществить Министерство по развитию Дальнего Востока.
Ю.А. Авдеев к предстоящему разговору о сохранении населения в регионе подготовил докдад, тезисы которого предлагаем вашему вниманию.
НАСЕЛЕНИЕ ТИХООКЕАНСКОЙ РОССИИ: ЯСНАЯ ЦЕЛЬ И СВОБОДА ПРЕДПРИИМАТЕЛЬСТВА
1. Федеральный Закон «О территориях опережающего развития», проект закона «О свободном порте Владивосток», другие меры, обсуждаемые на высшем уровне, вселяют надежду: Дальний Восток имеет шанс стать территорией свободного предпринимательства. Это является ключевой мотивацией для привлечения энергичных, деятельных людей, что позволит переломить устойчивую тенденцию убыли населения. Это важно для региона, но важнее для страны, которая при сохранении такого тренда рискует утратой огромной территории. Причина сокращения численности населения региона кроется в том, что любая местная инициатива все эти годы ограничивалась, подавлялась, запрещалась или замещалась более лояльными центру управленцами и собственниками.
2. Жители Дальнего Востока – потомки мигрантов, сами мигранты, бросившие насиженные места, и оказавшись в новых обстоятельствах (природных, или общественных), должны были проявлять чудеса инициативы и смекалки чтобы выжить. Эта черта регионального сообщества нуждается в глубоком изучении, но этим объясняется, почему и как выжило население, которое оставалось здесь без государственной поддержки. Этот феномен: «Пиратская республика» – только за счет предпринимательства и инициативы бизнеса (авто, «челноки», рыба, лес, металлолом, дикоросы) – население сохраняется на этой территории. Каждый раз неподконтрольные действия людей ограничивались жесткими решениями из центра, в которых нередко сквозило непонимание ситуации и очень приблизительное представление о географических масштабах. Ответной реакцией каждый раз была новая волна убегающего отсюда населения. Контролировать и управлять стихией бизнеса за десятки тысяч километров непросто, а запретительные меры не только малоэффективны, но и не всегда отвечают интересам государства. – Кто сегодня готов взять на себя ответственность за потерю регионом почти 2 млн. человек, каким способом остановить устойчивую тенденцию последних десятилетий, какие меры обеспечат реализацию того самого приоритета на весь ХХI век?
3. За 23 года Дальний Восток потерял население, сопоставимое с населением Хабаровского края. Снижение налоговой нагрузки, предлагаемое Министерством развития Дальнего Востока, лишь в малой степени сможет притормозить отъезд активного населения. Задача же состоит в том, чтобы задать импульс действительно ускоренного развития Дальнего Востока, значит первым и необходимым условием мотивации для притока населения должно стать обсуждение условий создания здесь территории свободного предпринимательства, на определенный срок (те же два десятилетия) с минимальным уровнем налоговой и таможенной нагрузки, с уведомительным характером открытия бизнеса, с ускоренными возможностями для получения земли и разрешение на строительство, ввоза техники и технологий и т.п.
4. Вместе с тем, свобода предпринимательства может и должна быть канализирована и ориентирована на достижение целевых установок государства. Каков восточный вектор российской политики, насколько важен Азиатско-Тихоокеанский регион для России? – Обсуждая правовые, организационные, структурные или управленческие проблемы, необходим достаточно ясный и однозначный ответ на вопрос: что для России Дальний Восток? Экспортная ориентация, предложенная как нечто новое Министерством ДВ в качестве генерального направления, лишь стартовое условие дальнейшего развития, но это вряд ли соответствует тому приоритету, о котором говорил Президент.
5. Определяющим критерием выбора стратегических направлений развития региона должны стать такие отрасли экономики, в которых мы имеем неоспоримое преимущество. В любых сферах глобального взаимодействия, там, где правила уже установлены, по ним приходится играть. – А кто рамку задает, тот и получает выгоду. Торговля сырьем сама по себе не так уж и плоха, но по чьим правилам продаем? Поэтому наш выход (с большим опозданием!) на азиатские рынки – всегда будет обусловлен уже установленными границами. С другой стороны, в рамках азиатского экономического сообщества есть ниши, где наш приоритет неоспорим. – Это – космос, океан и культура, – сферы, на которые сегодня Россия так или иначе ориентирует Дальний Восток.
6. В этом году с космодрома «Восточный» будет произведен первый запуск космического корабля. В АТР насчитывается десяток стартовых площадок и для каждой из стран освоение космического пространства – это серьезная финансовая нагрузка. Почему бы России не предложить программу совместных действий со всеми заинтересованными странами региона и специализации каждой из них на определенных видах космической деятельности. Для Дальнего Востока это реальная возможность создать полноценный космический кластер, включающий не только запуски ракет, но и производство, проектирование, испытания, подготовку и обучение. Не случайно В.В. Путин настаивал на подготовке специалистов в Дальневосточном федеральном университете в области аэрокосмической деятельности. А под зонтиком крупных производств могут возникнуть сотни нано-технологичных малых предприятий.
7. Освоения Мирового океана. – Это не только рыбохозяйственный комплекс, морской транспорт, судостроение или судоремонт. – Для Дальневосточной Судостроительной корпорации здесь открывается широкое поле деятельности: от строительства морских платформ для запуска космических кораблей из экваториальной части Тихого океана до экранопланов и освоения энергии океана. Здесь безграничное поле для специалистов разного профиля, важно только определить конкурентные преимущества региона. Здесь же будет работа для малого бизнеса.
8. Пока такой перспективы в явном виде не заявлено, тенденцию оттока населения не переломить. За двадцать лет сюда не приехал ни один выпускник Московского или Петербургского университета, сократился поток китайских рабочих, наплыва которых так боялись (и почему-то не столько дальневосточники, сколько москвичи). Сегодня сокращается поток «соотечественников» из республик Средней Азии, у которых, как нам казалось, ни квалификации, ни языка, да и адаптируются плохо. Но когда в 2014 году сюда поехали жители Донбасса, выяснилось, что проблема не столько в мигрантах и их качественных характеристиках, сколько в способности местного сообщества их принять. – И не на бытовом уровне, а на уровне административных решений, понимания региональными властями необходимости включения в конкурентную борьбу за человека!
9. Третьим принципиально важным направлением развития Дальнего Востока является культура. – Это и культура видения перспективы, и принятия решений и управления, и культура образования, и культура отношения к оставшейся еще здесь и очень хрупкой природной среде, это и культура наших отношений с азиатскими соседями, и культура исторической памяти, отношения к тому, что сделано нашими предкам, которые пришли сюда до нас и заложили фундамент современной Тихоокеанской России. В конце концов – это еще и характер интеграционных связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Развитие по инерции приводит к тому, что молодое поколение дальневосточников, в силу близости наших азиатских соседей, охотно принимает эту среду, а Чехова и Достоевского скоро будет открывать для себя в исполнении японских актеров.
10. Чтобы этого не произошло, необходимо определиться с направлениями развития (для этого достаточно и природно-ресурсного, и интеллектуального потенциала), и выстраивать свои геоэкономические, геополитические и геокультурные взаимоотношения в регионе с позиций наших преимуществ и достижений, а не пристраиваясь в арьергарде «азиатских тигров». И все отечественные бизнесы, которые придут на территорию свободного предпринимательства, и будут работать на обустройство этих приоритетов, вслед за ними и их капиталами пойдут люди, и это уже и будут контуры будущей Тихоокеанской России!
Юрий АВДЕЕВ,
ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии
Дальневосточного отделения Российской Академии наук,
Директор АНО «Азиатско-Тихоокеанский институт миграционных процессов»,
кандидат экономических наук

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Комментарии запрещены.