
Круглый стол с таким названием собрал в конце прошлой недели в Москве федеральных чиновников, депутатов Госдумы и сенаторов, руководителей крупных компаний, экспертов. Они обсудили ряд актуальных вопросов, касающихся нового законодательства о территориях опережающего развития Дальнего Востока и особенностей современного этапа его социально-экономического развития, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
Глава министерства по развитию Дальнего Востока Александр Галушка заметил, что «главный вызов, на который мы обязаны ответить – это вызов глобальной экономической конкурентоспособности. В конце 2014 года приняты нормативные акты, направленные на ускоренное развитие дальневосточного региона. В первую очередь, это закон о территориях опережающего развития. Такой опыт – признанная мировая практика. Китай, ставший в прошлом году первой в мире экономикой, начал свой путь с четырёх территорий опережающего развития. Сейчас они распространяют этот опыт по всей стране. В Японии, которая тридцать лет не может выйти из рецессии, реализуются аналогичные проекты, которые призваны вернуть страну к экономическому росту».
По оценке экспертов, решению этой масштабной задачи сегодня препятствует ряд объективных проблем. Это пространственная удалённость макрорегиона от политического и экономического центрального страны; недостаточная развитость транспортной и энергетической инфраструктуры; сокращение численности экономически активного населения, прежде всего за счёт отрицательной миграции (дефицит рабочей силы, неразвитость системы подготовки квалифицированных кадров); высокая зависимость экономики макрорегиона от добывающих производств (структурные особенности хозяйственного комплекса) и другие.
Как подчеркнул ректор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Виктор Гришин, «в результате, несмотря на огромный природно-ресурсный потенциал, роль макрорегиона в экономике России можно охарактеризовать как незначительную. Совокупный объём валового регионального продукта, произведённого на территории макрорегиона – Дальний Восток и Байкальский регион – в 2012 году, составил лишь около 6 процентов в от общероссийского показателя. В макрорегионе произведено лишь 3 процента продукции национальной обрабатывающей промышленности при том, что население макрорегиона в общей численности населения составляет 7,5 процента, площадь макрорегиона в общей площади страны – 45 процентов».
Эксперты РЭУ им. Г.В. Плеханова отметили важность того, что в Программе речь идёт не «вообще» о развитии Дальнего Востока, а о том, что нужно начинать с ключевой проблемы – развития транспортной инфраструктуры. По данным министерства по развитию Дальнего Востока, около 1 400 населённых пунктов не имеют круглогодичной связи с опорной сетью автомобильных дорог. Люди просто не могут выехать. А из 107 аэропортов только 52 имеют искусственное покрытие взлётно-посадочной полосы.
Кроме того, эксперты обратили внимание на необходимость прописать в Программе принципы формирования системы контроля за исполнением проектов. Важно, чтобы при реализации программы не были смещены акценты лишь на сырьевую добычу.
Комплексный характер проблем, связанных с обеспечение устойчивого социально-экономического развития Дальнего Востока, и его особое геостратегическое значение для России обуславливает невозможность решения имеющихся проблем исключительно за счёт рыночных механизмов. Координация действий и концентрация ресурсов для решения новых задач, стоящих перед макрорегионом (развитие инфраструктуры, повышение общего уровня жизни проживающего населения, решение миграционных проблем), предполагает использование программно-целевого метода и привлечение значительных ресурсов федерального бюджета. Отечественный опыт свидетельствует, что наибольший эффект при решении подобных задач достигается при наличии системных мер государственной поддержки.