Необычное распределение минтая отмечают в Охотском море в этом году учёные ТИНРО-Центра


Главная дальневосточная рыбалка – лов минтая в Охотском море в этом году получил необычный и неожиданный ход, ситуация приобрела драматический характер и очень серьёзно насторожила специалистов, занимающихся изучением распределения и миграций минтая, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
Многолетние наблюдения за промыслом, начиная с его возникновения в 1960-х годах и до настоящего времени, показывают, что в начале путины, в январе, наиболее результативно рыбаки работали в Камчатско-Курильской подзоне и южной части Западно-Камчатской подзоны. Этому были объективные предпосылки – нерест минтая на западнокамчатском шельфе начинается раньше, чем в северо-западной части моря, соответственно, формирование плотных преднерестовых скоплений происходило в январе-первой половине февраля. Это определяло и более высокую эффективность промысла, подкрепляемую более высоким качеством сырца – рыба в уловах была крупнее, преобладали самки с хорошо развитыми ястыками, поэтому и выпуск наиболее ценной и дорогой продукции – мороженой икры – был выше. Как правило, соотношение вылова минтая между отдельными районами промысла на конец января было в пользу Камчатско-Курильской подзоны. Начиная с 2013 года это соотношение стало меняться – флот более результативно работал в северной части Западно-Камчатской подзоны, в устье залива Шелихова (120,3 % общего допустимого улова,ОДУ), в 2014 году доля освоения ОДУ здесь достигла 130 %, а в Камчатско-Курильской подзоне в зимне-весенний период прошлого года освоение ОДУ составило лишь 56,6 %. Но в этом не было ничего страшного, с учётом единства западнокамчатского стада минтая и возможности освоения квот в счёт объединенного ОДУ по камчатским подзонам, отмечают в ТИНРО-Центре.
Однако в текущем году ситуация приобрела драматический характер и очень серьёзно насторожила специалистов, занимающихся изучением распределения и миграций минтая. Понятно, что рыбаки ловят рыбу там, где она есть и её больше. Оказалось, что, в отличие от прошлых зим, в конце января основные и наиболее плотные скопления минтая распределялись в северо-западной части моря, на акватории между банкой Кашеварова и северной частью центрального анклава. Но, несмотря на высокие в целом уловы и неплохую промысловую обстановку (темп освоения суммарного ОДУ оказался даже несколько выше , чем в прошлом году), было замечено, что минтай в скоплениях очень подвижен и продолжает активно питаться, что для него было совершенно нехарактерно в предыдущие годы наблюдений. Достаточно много рыбы для нормальной работы флота и в традиционном районе – устье залива Шелихова, но там ситуацию портит значительный прилов молоди в уловах. Это объясняется появлением в 2011 и 2013 годах урожайных поколений. В целом это отрадный факт для пользования ресурсами минтая в последующие годы, однако сейчас это существенно осложняет добычу.
В чём причина столь необычного распределения минтая в зимние месяцы нынешнего года? Анализ ледовой и гидрологической ситуации показал, что зима 2015 года оказалась существенно более тёплой, пожалуй, даже рекордно тёплой во всем ряду наблюдений. К концу января льдом было покрыто всего 35,8 % акватории моря, тогда как в считавшемся очень малоледовитом прошлом году на ту же дату площадь льда составила 42, 1 % при среднемноголетнем значении 53,6 %. Из этого следует, что водные массы северо-западного шельфа очень тёплые и минтай продолжает нагуливаться, не образуя плотных зимовальных и преднерестовых скоплений.
Это привело к очень серьёзному дисбалансу промысловых усилий по отдельным районам лова. Так, на 25 января в Северо-Охотоморской подзоне добыто уже 83, 3 тысячи тон или 25,6 % годового ОДУ. На ту же дату прошлого года здесь было добыто всего 5,4 тысячи тонн. Но, в то же время, в прошлом году в камчатских подзонах было добыто 110 тысяч тонн (примерно в равных долях между Камчатско-Курильской и Западно-Камчатской подзонами). В этом году здесь добыто всего 33 тысячи тонн или 5,7 % ОДУ. Столь низкое освоение не может не беспокоить, поскольку, с учётом потерь судового времени из-за предполагаемых штормовых дней и прочих причин, для добычи весьма серьёзного объема ОДУ ( 578 тысяч тонн ) осталось всего 2 месяца. Но это лишь одна из опасностей. Другая заключается в том, что чрезмерное освоение ОДУ по Северо-Охотоморской подзоне в сезон «А» может привести к серьёзным проблемам осенью, когда начнётся промысел нагульной сельди. Так или иначе, но прилов минтая при промысле сельди неизбежен и в случае полного освоения ОДУ минтая в данной подзоне окажется парализованной и добыча сельди.
Специалисты ТИНРО-Центра пришли к заключению, что в ближайшее время необходимо предпринять усилия по кардинальному изменению дислокации добывающего флота. Это потребует некоторых потерь судового времени на организацию поисковых работ. Но по мнению рыбохозяйственной науки, наиболее перспективными районами, в которых возможно формирование скоплений промысловой плотности в ближайшее время, являются северная часть Камчатско-Курильской подзоны – от 52 до 54 градуса северной широты на участках, граничащих с Северо-Охотоморской подзоной, присваловые участки западнокамчатского шельфа от 54 до 57 градуса северной широты и до наступления ледостава – устье залива Шелихова. Но при работе в данном районе необходимо учитывать возможность высокой доли в уловах молоди минтая. Особенно это касается склонов впадины ТИНРО между широтами 57 – 58 градусов северной широты, отмечают в ТИНРО-Центре – http://www.tinro-center.ru/home/novosti/mintaevaaputinavohotskommorepoavilisproblemy.

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Комментарии запрещены.