У госпрограммы повышения энергоэффективности сменились приоритеты

В начале декабря глава российского правительства Дмитрий Медведев утвердил план реализации государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики» на 2014-2016 годы с запланированным ростом финансирования около 7 миллиардов рублей. Несколькими днями позже представитель Минэнерго заявил, что в ближайшие три года господдержка программ энергоэффективности в регионах будет сведена к нулю, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
Государственная программа повышения энергоэффективности была разработана Министерством энергетики и утверждена в апреле 2014 года. Документ ставил следующие цели: «обеспечение надёжного снабжения страны топливно-энергетическими ресурсами, повышение эффективности их использования и снижение воздействия ТЭК на окружающую среду».
Как следует из программы, «мероприятия плана реализации государственной программы направлены на внедрение новых технологий и реализацию инвестиционных проектов, совершенствование нормативно-правовой базы и модернизацию административных процессов в отраслях ТЭК, обеспечение реализации государственных функций и предоставления государственных услуг, осуществление необходимого государственного контроля и надзора в энергетике».
Информацию о фактической отмене государственного поддержки по энергоэффективности для регионов разместил «Коммерсант» со ссылкой на директора департамента энергетической политики Минэнерго Алексея Кулапина. По всей видимости, цели госпрограммы резко утратили свою актуальность уступив место другим, более важным, с точки зрения энергетического ведомства.
Из-за санкций в отношении России ряд потоков глобального «зелёного» финансирования стал недоступен для России, пишет Коммерсант. Ряд международных источников финансирования, в том числе средства Глобального экологического фонда (GEF), стали временно недоступны из-за внешнеполитической ситуации, финансирование новых и даже уже утверждённых проектов в России заморожено. Межправительственные финансовые механизмы из-за санкций сейчас также перестали действовать. Ранее заявленная цель снижения энергоёмкости на единицу ВВП на 40 % к 2020 году вряд ли будет достигнута, доля же возобновляемых источников энергии в энергобалансе, скорее всего, составит к этой дате 2,5 % вместо ожидавшихся ранее 4,5 %.
Версию причины смены приоритетов пояснил директор Центра по эффективному использованию энергии Игорь Башмаков. Он рассказал, что теперь из 15 миллиардов рублей, заложенных в госпрограмму повышения энергоэффективности и развития энергетики до 2030 года, 9 миллиардов предполагается потратить на развитие футбольной инфраструктуры, а почти всё остальное – на поддержку моногородов.
Представители регионов не удивлены сложившей ситуации. По их мнению, дотации государства так и не смогли сделать существующие энергетические модели эффективными. Инвесторы не идут в сектор энергоэффективности и не хотят давать на это деньги. Нет мотивации к энергосбережению и у бюджетной сферы.

«Сегодня для инвестирования, например, через энергосервисные контракты отсутствуют прозрачные механизмы возврата инвестиционных средств. Мы выступали с инициативой разработки отдельного закона об энергосервисной деятельности с внесением изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы. Потому что считаем энергосервис– это абсолютно самостоятельная финансовая система. И когда она заработает в экономике нашей страны, когда сформируется рынок инвестора в энергосбережение, это и будет переход от дотаций государства, которые сегодня закончились, к внебюджетным источникам», – говорит директор СРО НП «Союз «Энергоэффективность» Дмитрий Серебряков.
По словам представителя Минэнерго Кулапина, министерство «переформатировало программу поддержки» и теперь будет заниматься «созданием благоприятного климата для формирования институциональной среды и инфраструктуры» в регионах. Реализация же отраслевой госпрограммы повышения энергоэффективности и развития энергетики до 2030 года будет сдвинута на пять лет – до 2035 года.
«Складывающая ситуация с отказом от поддержки региональных программ по энергоэффективности, сдвигание сроков выполнение государственных программ на поздние сроки негативно скажется на и без того сложной экономической ситуации, – считает Ольга Сенова из Климатического секретариата Российского социально-экологического союза. – Старт программам энергоэффективности и альтернативной энергетики должно давать государство — об этом свидетельствует успешная международная практика. Климатические инициативы могут стать локомотивами экономики».
enwl.bellona@gmail.com

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Комментарии запрещены.