Удэгейцы: большие проблемы малого народа


Конгресс народов Приморья, прошедший во Владивостоке в преддверии Дня народного единства, собрал в краевом центре едва ли не представителей всего многонационального населения края. Коренных жителей (в Приморье это удэгейцы, нанайцы, орочи и тазы) представляли наиболее многочисленный из указанных этносов – удэгейцы. А из удэгейцев, пожалуй, самым неожиданным участником конгресса стал член рабочей группы ООН по правам человека, транснациональным корпорациям и иным видам бизнеса Павел Суляндзига. Уроженец села Олон Пожарского района Приморья, в пошлом школьный учитель, народный депутат национального села Красный Яр, сегодня он – редкий гость в родном крае, в Женеве или Нью-Йорке застать его можно чаще. Но за судьбой своего народа, своей родной земли он внимательно следит и из заокеанских далей, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
Как рассказал нам Павел Васильевич, многие действия властей, и не только Приморского края, вызывают скептическое отношение у коренных малочисленных народов. Достаточно вспомнить «эпопею» по признанию недействительными уставных документов Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, первым вице-президентом которой Суляндзига проработал без малого десять лет. Что касается непосредственно Приморского края, то здесь удэгейцев сильно беспокоят планы по созданию национального парка в верховьях реки Бикин. Этой проблемой Павел Суляндзига занимался и как член Общественной палаты Российской Федерации и как председатель правления Международного фонда развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации «Батани». «Это моя Родина, и я всех знаю: люди серьёзно боятся за судьбу нашей общины, своего народа. Многие мои сородичи резонно говорят, что до этого времени ничего не создавали, а тигров удалось сохранить. Они опасаются, что во главу угла поставят тигров, а удэгейцы останутся на обочине. К сожалению, у нас уже есть много примеров, когда при создании заповедников обижали кучу народа», – говорил в одном из своих выступлений Павел Суляндзига.
Но ещё более досадно, продолжил свой разговор с корреспондентом «Национального акцента» Суляндзига, что Приморье – единственный российский регион, где нет в администрации края не то что специальной структуры, а даже одного-единственного чиновника – специалиста по коренным малочисленным народам. Отсутствует в крае, по его словам, и какой-либо документ, тем более программа приоритетного развития территорий проживания коренных жителей. А он жизненно необходим, поскольку коренные народы, в отличие от более прагматичных, не идут вслед за капиталом, подчеркнул Павел Васильевич, выступая перед участниками Конгресса народов Приморья на пленарном заседании.
Правда, при этом Павел Суляндзига с удовлетворением отметил, что Приморье – один из немногих субъектов федерации, точнее, один из четырёх, где за коренными народами закреплены охотничьи и рыбопромысловные участки, что очень важно, особо выделил он. И добавил: после общения с руководством края у него появилась надежда, что проблемы коренных народов в Приморье теперь будут решаться.
Сергей СЕМЁНОВ

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Комментарии запрещены.