
Международная научная конференция, посвящённая изданию материалов из государственного архива провинции Цзилин, освещающих историю японской оккупации Северо-Восточного Китая в годы Второй мировой войны, прошла 1 сентября в Пекине под эгидой Академии общественных наук КНР. Помимо китайских учёных из провинции Цзилин, пекинского Института Японии Академии общественных наук КНР, различных университетов Шанхая, в её работе участвовали и учёные из Республики Корея, Японии, России, Австрии, Австралии, других стран. Старший научный сотрудник Центра новейшей истории Китая и его отношений с Россией Института Дальнего Востока РАН кандидат исторических наук Николай Владимирович Анисимцев представил вниманию участников конференции сообщение «Российская историческая наука помнит о военных преступлениях Японии», информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
Уважаемые участники конференции, дамы и господа!
Наша конференция начинает свою работу накануне большой исторической даты: по решению Всекитайского собрания народных представителей, 3 сентября – это День, когда китайский народ отмечает Великую победу в Войне сопротивления китайского народа японским захватчикам, и во Второй мировой войне
Это историческое событие отмечается не только в Китае, но и в других странах мира. В частности, в Советском союзе, а теперь в России, – согласно указу Верховного Совета СССР от 1945 года, день 3 сентября считается Праздником победы над милитаристской Японией во Второй мировой войне. 3 сентября – дата нашей общей победы, победы союзников в войне против японского фашизма и милитаризма.
Эта Победа имела огромное всемирно-историческое значение. Она принесла множеству народов на огромных пространствах земного шара мир и безопасность, свободу, национальную независимость и суверенитет. Причём, свободу и мир получили не только державы- победители, но и множество других народов, включая и сам японский народ.
Благодаря этой Победе японский народ также освободился от господства японской военщины и фашизма, от бесконечных войн, и получил шанс построить демократическую, мирную, процветающую страну, уважаемую в мировом сообществе.
Однако, сегодня мы видим, что в послевоенной Японии есть индивиды и политические группы, которые хотели бы разрушить достижения послевоенного порядка, перечеркнуть победу 1945 года. Они уже забыли уроки прошлого. Они стремятся дать ложное истолкование исторических событий. Подобные силы обладают большим влиянием на японской политической сцене, они имеют и влиятельную поддержку за рубежом.
Причём, по моим личным наблюдениям, здесь позиция Японии несколько отличается от других стран. Когда читаешь некоторые исторические труды современных японских авторов, то видишь, что некоторые из современных историков и политиков считают так: «Да, мы потерпели военное поражение, потому что союзники превосходили нас силой. Но цели нашей войны были справедливыми, это была так называемая «столетняя война за строительство сферы сопроцветания под руководством Японии». То есть эти авторы не раскаиваются в преступлениях японской империи. Этот образ мысли, идеология и политика подобных авторов – реваншизм – часто проявляют себя в современной Японии.
Как Вы знаете, Япония создала и развивает шаг за шагом свои вооружённые силы, хотя её Конституция запрещает это. Япония готовится в следующем году пересмотреть свою Конституцию и положить конец запрету на милитаризацию страны. Кабинет министров принял решение о применении своей армии, так называемых «сил самообороны», за рубежом страны, на мировой арене в рамках так называемой «коллективной защиты», что означает участие в милитаристских акциях далеко от границ Японии. Россию беспокоит и то, что Япония имеет территориальные претензии, споры о границах с Россией и со всеми другими своими соседями. Стало плохой традицией, что государственные руководители Японии посещают храм Ясукуни и оказывают почести памяти бывших военных преступников класса А. Очевидно, что современные японские лидеры забывают уроки истории, новое поколение японцев не знает всей правды о преступлениях японского милитаризма. Вот почему задача современных историков – изучать и помнить прошлое, рассказывать правду о Второй мировой войне новым поколениям людей.
Поэтому труд китайских учёных, опубликовавших материалы архива провинции Цзилинь, которые раскрывают историю преступлений японского милитаризма и героической войны Сопротивления китайского народа, − это крупный вклад учёных в восстановление исторической правды. Их труд имеет выдающееся международное значение.
Несколько дней назад мы узнали, что 15 августа этого года Администрация государственного архива Китая начала публикацию документов и видео-материалов, показывающих агрессию и поражение Японии в 1930-40-х годах. Мы, российские историки, уверены, что эти публикации имеют высокую научную ценность, мы приветствуем подобные публикации.
С российской стороны, я могу заявить, наши учёные также уделяют серьёзное внимание изучению и информированию общества о вопросах, связанных с военными преступлениями японского милитаризма, страданиях и жертвах, героических подвигах народов.
Разумеется, российские историки уделяют основное внимание истории нашей страны, истории нашей борьбы с японским империализмом и милитаризмом. У нас выходит много книг, статей о славных победах Советской армии и флота на территориях Маньчжурии и на морском пространстве в августе 1945 года. Эти операции закончились разгромом Квантунской армии Японии и ускорили окончательную победу стран-союзников над японской империей.
Вместе с тем, у нас помнят и о многолетней, героической борьбе китайского народа и других народов в войне против империалистической Японии, об огромных потерях, жертвах китайского народа.
Как пример я назову Международную научную конференцию на тему «Проблемы современной международной законности и уроки Токийского и Хабаровского процессов», конференция была организована в Москве Институтом военной истории в ноябре 2008 года. В ней принимали участие не только современные учёные-историки, но и живые участники судебных процессов в Токио и Хабаровске над главными японскими военными преступниками, а также участники боёв против японских милитаристов. По результатам конференции были изданы материалы – документы судебных процессов, воспоминания участников процессов, различная аналитика.
На конференции приводились материалы, показавшие, сколь велики и ужасны были преступления японского милитаризма против китайского и других народов.
Как известно, Токийский судебный процесс над главными японскими военными преступниками проходил с 3 мая 1946 года по 12 ноября 1948 года. Он длился в 2 раза дольше Нюрнбергского процесса над немецкими военными преступниками.
Война, которую вела Япония в Азии и на Тихом океане, принесла народам огромные разрушения, страдания, жертвы. В Китае погибло около 10 миллионов человек, а общее количество пострадавших в Китае достигло 35 миллионов. В Индонезии погибло 2 миллиона человек, на Филиппинах – один миллион сто тысяч.
В трагедии войны оказался вовлечён и сам японский народ. Япония потеряла 2,5 миллиона убитых в годы войны. Японский народ первым в мире испытал ужас атомных бомбардировок – городов Хиросима и Нагасаки.
Трагедией мирового масштаба, значения стала так называемая «Нанкинская резня» − массовые убийства и насилия, совершённые японскими войсками в Нанкине в декабре 1937 года, когда было убито около 300 тысяч лиц гражданского населения, убито особо жестокими, садистскими методами. 13 декабря всегда будет днём скорби и памяти китайского и других народов мира о жертвах, об этих преступлениях японского фашизма и милитаризма.
На международной научной конференции в Москве прозвучали и сведения о наиболее страшных преступлениях Японии в годы Второй мировой войны − о бесчеловечных опытах на людях, которые практиковались для разработки бактериологического оружия и ведения бактериологической войны. Об этих преступлениях было впервые упомянуто на Токийском процессе в 1948 году. Но позднее в декабре 1949 года в СССР в Хабаровске состоялся ещё один судебный процесс над японскими военными преступниками. Он был целиком посвящён разоблачению варварских опытов японских военных преступников над людьми. Такие опыты проводил в Нанкине японский отряд под названием «Тама», такие же опыты проводил и «отряд номер 731» в Маньчжурии. Японцы разрабатывали бактериологическое оружие. А материалом для своих опытов использовали живых людей, местных жителей и военнопленных, их даже называли не людьми, а «брёвнами» (марута). Среди них были китайцы, монголы, русские, были и военнопленные американцы, австралийцы.
Таким образом, международная научная конференция 2008 года в Москве напомнила об этих событиях в Китае народу России, чтобы наш народ помнил о чудовищных преступления японских милитаристов в годы Второй мировой войны против мира и человечности.
Поэтому российские историки считают, что решения ВСНП о Праздновании Дня победы китайского народа в войне Сопротивления и Второй мировой войне – очень мудрое, справедливое, своевременное решение. Человечество должно знать и помнить историю.
Большая ответственность в сохранении и приумножении исторической памяти лежит на учёных-историках. Хотя в Китае, и в России для выполнения этой задачи многое делается и уже сделано, вместе с тем, ещё не все возможности использованы. Существует большой простор для исследовательской и просветительной работы об истории Второй мировой войны.
К примеру, в Москве существует Государственный Центральный музей современной истории России. Это один из главных исторических музеев нашей страны. Мне довелось когда-то ранее работать в его фондах, изучать материалы. И я обнаружил там материалы по истории Китая (фотографии, листовки, документы). Это бывший фонд Коммунистического Интернационала. Когда Коминтерн был распущен в 1943 году, его архив по истории революционного движения в Китае и войне сопротивления японской агрессии был передан в этот музей. Там есть и подлинные материалы, фотографии, касающиеся Нанкинской резни. Но, к сожалению, эти редкие и ценные, подлинные документы, материалы практически не используются: они не изданы в виде каталога, их нет на выставках, о них не знают широкие круги учёных и общественности. Причины? – В музее нет сотрудников, владеющих китайским языком. И возникают большие трудности прочитать эти документы, объяснить их, классифицировать.
Думается, что здесь есть серьёзные возможности для сотрудничества российских и китайских учёных, между исследовательскими институтами, музеями, архивами наших стран. Если бы китайские учёные могли бы приехать в Москву и поработать над материалами по китайской истории, они помогли бы нам лучше изучить, освещать важные события истории Китая.
Со своей стороны, и российская историческая наука могли бы помочь китайским историкам. Я посетил, к примеру, в Пекине Музей военной истории. Смотрел экспозицию, посвящённую борьбе китайского народа за освобождение Китая от японских захватчиков. И я понял, что в этом Музее очень мало информации, документов, материалов о роли Советской армии в разгроме японского милитаризма на Дальнем Востоке. Я подумал, что российские учёные и музеи могли бы помочь китайским учёным собрать документы и более подробно показать в музейной экспозиции историю сотрудничества народов России и Китая в борьбе с японским милитаризмом.
В годы войны наши народы — России и Китая — боролись против общего противника, против милитаризма и фашизма. И я верю, что учёные и сегодня могли бы работать вместе, чтобы сохранить историческую память об этой славной истории и нашей общей Победе.
В заключение скажем, что знание правды об истории помогает народам хранить и защищать мир, дружбу, международное сотрудничество. Забвение истории ведёт к конфликтам и повторению прошлых ошибок.