Завершился IV сахалинский международный кинофестиваль «Край света»

Под аккомпанемент ансамбля 4’33″ и Алексея Айги в «Чехов-центре» завершился IV сахалинский международный кинофестиваль «Край света». На финальной встрече состоялась раздача «островов Сахалин», в том числе и японским партнерам. Напрягаться не стоит: просто памятный знак, который придумали в этом году для вручения каждому лауреату вместе с приложением «материальной составляющей», имеет такой запоминающийся контур, информирует «Тихоокеанская Россия».

В конкурсной программе кино России и мира (главным образом Юго-Восточной Азии) сошлось 50 на 50. Председатель жюри — режиссер Вадим Абдрашитов — посетовал, что, во-первых, фестивальных призов им выдали меньше, чем было достойных кандидатов, во-вторых, отдельного приза достоин сахалинский зритель, обеспечивавший убедительные аншлаги все восемь дней. Но зрители не в обиде и не в накладе. Они получили роскошное пиршество для глаз, ума и сердца, собранное программным директором Алексеем Медведевым со всего мира. И в этих фильмах, как сказал Вадим Абдрашитов, были «живые люди, которым хотелось сочувствовать, потому что в них мы видели себя», пишет «Сахалин.инфо».

К сожалению, не все авторы-победители участвовали в церемонии раздачи «слонов». А так бы воочию убедились в высокой оценке, данной сахалинскими киноманами их работам. Дай волю члену жюри, режиссеру и актеру Сергею Пускепалису, он отметил бы работу всех актрис фильмов-участников, но конкурс есть конкурс. Лучшей актрисой на кинофестивале была признана японская — Дзюн Йосинага, исполнительница роли Кёко в красивейшем фильме Наоми Кавасе «Усмири воду». Генеральный консул Японии в Южно-Сахалинске пообещал передать актрисе диплом и сертификат на 200 тысяч рублей и вообще был польщен за всю страну нашим вниманием к японскому кино.

Приз за лучшую режиссуру (и сертификат на 250 тысяч рублей) получили «Слепые свидания» из Грузии — чудный фильм Левана Когуашвили, с которым был тут же организован телефонный мост. Режиссер долго и щепетильно извинялся, что вот-де не смог приехать лично и пообщаться с сахалинцами, представить фильм, потому что был занят. Чтобы заглушить угрызения совести, режиссеру дали дистанционно послушать гром аплодисментов восторженной публики, что истинному творцу дороже любых наград.

Занятость на съемках — наиболее уважительная причина, чтобы лично не приехать на вручение награды. Поэтому за Анну Меликян, чей фильм «Звезда» снискал самую престижную награду — приз зрительских симпатий (300 тысяч рублей), на сцену, не сдерживая эмоций, поднялась актриса Северия Янушаускайте, блистательная исполнительница роли гадкой жены олигарха, и одарила всех своим самым любимым русским словом: спасибо!

Специального приза жюри «весом» в 100 тысяч рублей была удостоена картина Ивана Твердовского «Класс коррекции» — дебют в большом кино. Из рук Аллы Суриковой Оксана Бычкова, создатель фильма «Еще один год», получила приз почетного президента фестиваля «Край света» (100 тысяч рублей). Большая доля заслуги в этой победе, по ее словам, принадлежит продюсеру Александру Голутве, подавшему идею фильма по мотивам пьесы А. Володина. Алла Ильинична обещала благодарность передать по назначению — отчего ж не передать, все-таки зять…

И наконец Гран-при в один миллион рублей. С самого начала было смутное предчувствие фаворита, которое, по счастью, совпало с мнением жюри, которое не сильно разошлось в оценках мощного конкурсного калейдоскопа, который составил Алексей Медведев. Безоговорочным лидером конкурса стал «Корабль Тесея» Ананда Ганди (Индия). В этом же фильме приз за лучшую мужскую роль нашел своего героя в лице Нираджа Каби, исполнителя роли принципиального буддийского монаха.

Честно говоря, жаль, что остался без наград взявший за живое «Монах» режиссера Тхе Мав Наинга (Мьянма). Да и у каждого конкурсного фильма в зале была масса болельщиков. Но сдается, что раздача призов — событие второе по «главности» на этом фестивале, который, как сказал генеральный продюсер Алексей Агранович, стал зрительским раем (и одновременно зрительским адом для жюри, которое стоически исполняло возложенную на него миссию): «Это были дни абсолютного счастья». «О таком зрителе можно только мечтать», — бальзам нам на душу от Вадима Абдрашитова. «Нам дорого, что на Сахалине в цене хорошее кино, чистое сердце и ум», — это от Алексея Медведева.

Немного найдется фестивалей, где под крылом профессиональных мастеров зарождается региональное кино. Наш — из таковских. Эту идею последовательно продвигает Алла Сурикова с первого фестиваля, и сегодня это отнюдь не призрачные мечты «где-нибудь когда-нибудь, может быть», но перспектива своего кинопроизводства обретает реальные очертания, давая шанс активной сахалинской молодежи состояться-пригодиться там, где родился.

Любимый конек Аллы Суриковой — киноообразование чем раньше, тем лучше. Брошенные ею в почву зерна при поддержке правительства области дали ростки: команда сахалинцев под руководством режиссера Юлии Левицкой, ее коллег Эльдара и Диаса Шибановых (Алма-Ата) целый год работала над фильмом «Последние». Хлопушку со съемочной площадки «Последних» вручили директору Сахалинского кинодосугового объединения Денису Яньшину — в качестве кирпичика для закладки будущей киностудии, а может, первого экспоната сахалинского музея кино. Руководитель мастерской «Европеец-азиат» Юлия Левицкая так волновалась, что даже забыла назвать актерский состав во главе с исполнителем главной роли Александром Зарчиковым. Премьера «Последних» ожидается в следующем году, и на фестивале на «затравку» фильма показали тизер, что ж, впечатляет и интригует, будем ждать.

А Алла Сурикова меж тем говорит о необходимости создания своей киношколы для старшеклассников, ибо кино есть лучший способ отвлечения детей от наркотиков, пива и прочего бессмысленного зла. Интересно, что древнейшее из искусств у нас будет стоять у истоков самого массового: выпускники высших режиссерских курсов, на которых в вопросе кинообразования сахалинцев Алла Сурикова возлагает большие надежды, — актеры «Чехов-центра» Александр Ли и Сергей Шумин.

Каждый лауреат увез с собой знак, на который глянешь и запомнишь: Сахалин — остров! Тем не менее, кое-кто с материка все равно называл Сахалин полуостровом. Но тут уже вступили в жизнь другие соображения: «Край света» стал тем удивительным образованием, который связал Сахалин невидимыми нитями со всем миром.

С фестивалем грустно прощаться, потому что физически освоить богатейшую программу России и Азии (90 картин) никак невозможно, даже если взять на неделю отпуск. Мы бы не отказались от менее масштабных, может быть, тематических кинодесантов такого уровня в течение года. У нас есть японский кинофестиваль, но сейчас не менее интересно познавать кино Таиланда, Мьянмы, Индии, Египта и других стран, куда привыкли ездить за солнцем, морем и прочими турпродуктами, — кино c интонацией первооткрывателей.

Мы с удовольствием листали и покупали роскошные кинокниги в инфошатре, и почему бы не пустить в продажу в дальнейшем диски с авторским кино, которое хотелось бы пересмотреть на досуге… После такого кино нельзя остаться прежним. В течение восьми дней — утром, днем, ночью, в театре, кинотеатре и под открытым небом — участниками фестиваля стали 22 тысячи зрителей.

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Комментарии запрещены.