
Третий год в волжском городе Козьмодемьянске при станции юных техников действует парусный клуб «Паллада». Занимаются в нем около сорока ребят в возрасте от девяти до 15 лет. Рассказы о море, о кораблях и мореплавателях, вязание морских узлов, хождение под парусом на швертботах и ялах, настоящая морская форма — все это привлекает молодых людей. А еще юные моряки мечтают о морских походах на парусниках. И эти мечты порой сбываются. Недавно пятеро юнг парусного клуба отправились на фрегат «Паллада», информирует «Тихоокеанская Россия».
Июльским утром юнги со своим руководителем практики прибыли во Владивосток. Над бухтой Золотой Рог, где у причала стояло учебное парусное судно «Паллада», нехотя поднимался туман. Словно зацепившись за топы высоченных мачт фрегата, туманище пытался задержаться еще на часок-другой, пишет «Марийская правда».
- Вот это да-а-а! — восхищались увиденным юные моряки. — А на фотографиях парусник казался меньше. Красота-то какая!
Поднимаясь по трапу, пропустив юнг вперед, руководитель практики остановился. «Ну, вот наконец и свиделись. Здравствуй, радость моя!» — поприветствовал он корабль. От волнения к горлу подкатил ком. С тех пор, как он сошел с судна на берег, прошло почти 20 лет. «Ты прости уж меня, непутевого, что покинул тебя тогда. Молод был. Потянуло на родину, в родительский дом», — оправдывался бывший моряк. А в ответ — тишина. Даже ветер притих, и чайки, оравшие перед этим до одури, куда-то подевались.
«Ты знаешь, я часто вспоминал о тебе, о наших походах, об экипаже, о курсантах. Помню все до подробностей. И тот первый день, что увидел тебя 25 лет назад в Риге и влюбился с первого взгляда, и первого капитана, и боцмана, и первый аврал, и твои белоснежные паруса, и первый шторм под девять баллов в Северном море, и регату, и самую первую нашу кругосветку… Слишком дороги мне те дни, что провели мы вместе с тобой! А ты совсем за это время не изменилась, «Палладушка». Даже похорошела. Значит, в хороших руках была все это время. Повезло тебе».
Тишина завораживала. Так тихо на этом берегу никогда еще, наверно, не было. «Ну, что, все еще держишь обиду на меня? А зря. Ты посмотри, с кем я к тебе пришел. Это — юнги, воспитанники Козьмодемьянского парусного клуба из Марий Эл. Ребята что надо. Волгари. Один лучше другого. И под парусом не раз ходили. На швертботах, правда, да на ялах. Вот к тебе, «Палладушка», привез. Подучить их надо. Прими. А может, капитаны из них вырастут. Кто знает. Сколько штурманов и капитанов ты воспитала за свои 25 лет? Не счесть. И все тебя помнят и любят. И юные моряки о тебе знают не понаслышке. Третий год в парусном клубе учатся. А клуб назвали в честь тебя — «Паллада»». Судно, казалось, в ответ вдруг чуть покачнулось. Задул ветерок, и туман, будто отцепившись от мачт, стал подниматься выше. Выглянуло солнце.
Юнг тепло встречали члены экипажа и курсанты. Теперь и они полноправные палладовцы. Впереди два с половиной месяца плавания по Японскому, Охотскому и Желтому морям и Тихому океану. Почти 10 тысяч морских миль предстоит преодолеть. А главное, ребятам нужно научиться жить и работать в коллективе, побороть лень и страх и познать азы морской профессии. И во всем этом юным морякам будет помогать белокрылая «Палладушка», в которую четверть века вкладывали душу дальневосточные моряки-профессионалы.
4 июля на борту корабля был большой праздник — у нашего парусного судна юбилей. 25 лет. Марийские юнги готовились к торжеству вместе со всеми. Сразу после зарядки и водных процедур надели парадную форму — «тройку». На судне распущены флаги. На утреннем построении после подъема государственного флага России капитан фрегата Николай Зорченко поздравил всех с юбилеем «Паллады». Стали подходить многочисленные гости — все, кто когда-то работал на судне, и те, кому корабль был просто интересен. Белые бескозырки и ленточки с надписью «Паллада» привлекали внимание посетителей (курсанты носят фуражки). Гости были очень удивлены, узнав, что юнги приехали из Республики Марий Эл, откуда до моря далеко. Юные моряки рассказывали о своей республике, о городе Козьмодемьянске и о Волге. И о том, что успели побывать в прошлом году в этапе кругосветного плавания на барке «Седов».
Капитан корабля много рассказывал о заслугах моряков, ходивших на «Палладе» в разные годы. Фрегат в общей сложности более 18 лет провел в учебных плаваниях. Не все учебные суда могут таким похвастаться. Свыше 14 тысяч курсантов прошли здесь плавательную практику. Многие из них связали свою судьбу с морем и стали штурманами и капитанами. А еще за кормой «Паллады» остались две кругосветки и многочисленные регаты. В свои 25 лет всеми любимый корабль находится в очень хорошем состоянии. Наши юнги на другой день после всех торжеств отправились в увольнение. Для них организовано множество экскурсий.
Но так уж устроена наша жизнь, что за праздниками следуют трудовые будни. Вот и «Палладе» настало время после продолжительной стоянки у причала отправляться в очередной учебный рейс. На судне закипела работа, и наши юнги столкнулись с первыми трудностями.
Утро на корабле начинается с подъема, зарядки, водных процедур и заправки коек. После завтрака — малая приборка и судовые работы. При всем при этом юнги и курсанты должны соблюдать форму одежды. Сами стирают и гладят. В наряде на камбузе или в столовой приходится и картошку чистить, и лук, и посуду мыть, и палубу убирать. Дежурные по местам общественного пользования моют гальюны и умывальники с душевыми. Все приходится делать самим. И если дома к этому не приучен, то привыкать к судовой жизни очень нелегко. А в море прибавляются и качка, и вахты, и авралы… И нужно во всем успевать.
Вот и «залоснились рукава» у некоторых. От пота, от слез и соплей. А архиепископ Марийский и Йошкар-Олинский Иоанн во время благословления ребят перед отъездом об этом говорил. И призывал вести себя достойно, не распускать слюни, трудиться и молиться Богу. Так что пришлось юным морякам об этом напоминать. И иконка Николая Чудотворца пригодилась.
Сразу после выхода в рейс юных палладовцев направили нести службу на капитанский мостик. Это им всем пришлось по душе. Постоять за штурвалом мечтал каждый из них. Все при деле, и время на шалости не осталось. Да и ответственность парни почувствовали, и гордость появилась. Управлять таким судном, как «Паллада», пусть и под присмотром вахтенного помощника капитана, дано не каждому.
«Палладу» из Владивостока провожал туман, который спрятал от взора приморскую гордость — мост через пролив Босфор Восточный на остров Русский. Как юнги ни вглядывались в даль, так ничего и не увидели. Не разглядели они и живописных берегов Приморья. Туман-пакостник их скрывал несколько дней. Ну ничего, даст Бог, на обратном пути распогодится. Ведь в то, что юнги обязательно вернутся домой, верят все. Никто в этом не сомневается.
Пишет Андрей Желудкин, руководитель практики юнг парусного клуба «Паллада», УПС «Паллада», Японское море. Материал отправлен по электронной почте при содействии компании «Мегафон» (филиал в Йошкар-Оле).