Китайско-европейские отношения – что ждать дальше

В условиях усиления глобальной роли Китая перестраиваются и китайско-европейские отношения — увеличивается торговля, взаимные инвестиции. Как в условиях европейского кризиса в дальнейшем будут развиваться эти отношения? Какое место Китай отводит Европе в своей нынешней глобальной, внешнеполитической стратегии, рассуждает заместитель директора Института Дальнего Востока Российской Академии наук профессор-востоковед Сергей Лузянин, информирует «Тихоокеанская Россия».

Европа – Китай — США. Кто кого «сдерживает»?

- Китай — США: мед на устах, камень за пазухой

Одна из новых стратегических задач китайского руководства – постепенный переход к новой модели инновационной экономики, активное использование возможностей внутреннего рынка. В этой связи многие китайские эксперты пишут о необходимости пересмотра европейского вектора КНР в сторону наращивания высокотехнологического импорта из ЕС в Поднебесную и переноса акцента экономической политики с США на Европу.

Возможность такого поворота учёные связывают с тем, что у КНР и ЕС нет, в отличие от отношений с США, ярко выраженных стратегических (глобальных) противоречий и соперничества. В то время как китайско-американские отношения всё время «балансируют между взаимной коммерческой выгодой и взаимным сдерживанием».

- США-Китай: дракон не приручается

Доля правды в этих рассуждениях есть. Геополитические мотивы Вашингтона и Брюсселя, включая реакцию на поднимающийся Китай, серьёзно разнятся. Желания влезать в тихоокеанские дела в Европе нет, в то время как США серьёзно озабочены Азиатско-Тихоокеанским регионом, в первую очередь в плане усиления регионального влияния Китая. Желание американских компаний увеличивать технологический экспорт в КНР политически сдерживается (конечно, где это возможно) официальным Вашингтоном.

Схожая мотивация сдерживания Китая у Японии, которая кроме «островных обид» имеет массу других претензий в плане регионального соперничества с Поднебесной в Восточной Азии. Учитывая союзнические отношения с США, Япония также не попадает в список больших технологических доноров Китая, даже в случае преодоления своей рецессии.

Из регионального списка остаются АСЕАН, Южная Корея, Индия и Россия. Все они по разным причинам не входят пока в ведущие технологические доноры Китая. Остаётся Европа, которая в отличие от США и Японии, не связана глобальными и региональными узами, хотя политические и экономические обиды у Брюсселя пока имеются. Надолго ли?

Забыть Тяньаньмэнь. Что может Европа дать Китаю?

Главный «политический камень» Европа бросила в Пекин после трагических события 1989 года на площади Тяньаньмэнь, введя запрет на свой военно-технический экспорт в КНР и ряд других ограничений. Традиционным остаётся поддержка Брюсселем опального Далай-ламы, а также темы соблюдения прав человека в Китае. В прошлом году ЕС провёл неприятные для Пекина антидемпинговые расследования в отношении ряда китайских товаров (солнечные батареи и другие) Сохраняется непризнание рыночного статуса КНР. Европейские чиновники не одобряют позиции Пекина по Сирии и Ирану….

- Тяньаньмэнь: вид из Пекина

Несомненно, всё это раздражает Китай. Однако весь этот список – не более чем формальные «правила игры», сложившиеся за последние годы и не влияющие на растущий фундаментальный интерес сторон друг к другу. Интерес КНР – получить не только ведущего торгового, но и технологического партнёра на долгие времена. Интерес же Европы, больше текущий – найти в лице Китая финансового спасителя кризисной еврозоны и ЕС в целом. При этом Старому Свету ещё есть что развивать и продавать. Но, как заметил один известный российский эксперт по ЕС и США, «она (Европа) становится всё больше похожа на ухоженный исторический музей, где всё тихо и красиво, но нет жизни».

Китайский выбор – инвестировать, скупать или бескорыстно помогать?

Возможно, из этих установок исходили официальные европейские и китайские представители, проводя традиционный брюссельский саммит ЕС – КНР. Судя по подписанным документам, Европа явно превращается в долговременного поставщика Китаю высоких технологий, включая совместные разработки космических технологий, программы запусков пилотируемых кораблей. Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао накануне XVIII съезда КПК вернулся из Брюсселя с европейскими технологиями на сумму 100 миллиардов евро.

Очевидно, что европейцы в ответ на свою «любезность» ждут увеличения потока китайских денег в кризисные страны и отрасли ЕС. Глава МВФ Кристин Лагард в начале 2013 года заявила, что для помощи проблемным странам Европы требуется более 500 миллиардов долларов. Очевиден намёк на Китай. Но Китай пока не спешит заменять МВФ в качестве главного донора ЕС.

При этом остаётся открытым вопрос, в какой форме и как Китай будет финансировать Европу? Если это выгодные инвестиции в стратегические европейские предприятия и проекты, это одно. В этом направлении китайцы уже активно работают. Китайские компании вложили в европейский ТЭК, отдельные морские портовые проекты (Греции, Португалии) в 2012 году более 80 миллиардов долларов. По планам 2013 года инвестиционная планка будет ещё выше. И данная тенденция просматривается на ближайшую перспективу.

Но если речь пойдёт о льготных (для европейцев) кредитах или иной финансовой помощи – это уже совсем другая песня. Причем, судя по высказываниям отдельных европейских экспертов и политиков, Европа хотела бы увидеть и солидное пополнение своего стабилизационного фонда за счёт именно китайских денег. Данное направление финансовых отношений остаётся пока проблемным для Брюсселя.

Единственно, на что может пойти Китай, – пролонгацию соглашений о скупке долгов стран еврозоны, но уже на более выгодных для китайских представителей условиях, чем в прошлом году. Причём, сам Китай в этом плане ничем особенно не рискует, наоборот, за счёт этого он планомерно увеличивает долю евро в своём уже более чем 3,2 триллиона долларов золотовалютном резерве. Сегодня, по прикидкам экономистов, на эту валюту приходится 23.1%. Что же касается солидных вливаний в европейский стабилизационный фонд или предоставления льготных кредитов, глава Народного Банка КНР Чжоу Сяочуань на этот счёт ничего конкретного европейцам не обещал.

«Дипломатия улыбок». Простил ли Китай Европу?

К слову, в Брюсселе, возможно, не до конца понимают философию, которой руководствуется Китай, предоставляя или не предоставляя финансовую помощь. Экономическая дипломатия Пекина в первую очередь ориентирована на идеологически близких Китаю партнёров – развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки, которые находятся под негласным патронатом Китая в том или ином формате. Другими словами, экономическая дипломатия рассматривается Пекином в качестве мостика к построению нового «неамериканского мира».

Страны же ЕС для Китая – часть уже «американского мира». И сколько бы европейцы ни убеждали всех, что Европа и Америка разделены не только океаном, но массой противоречий, для китайцев это – пустые слова. Поэтому любая «помощь» КНР Европе носила и будет носить либо исключительно коммерческий, либо стратегический характер в плане ограничения влияния «мира по-американски».

Нельзя забывать, что для китайцев в историческом контексте европейцы – классические колонизаторы Китая XIX – начала XX века. И в традиционном представлении они ими и остаются. Никаких добрых чувств к Европе, особенно к англичанам, немцам, французам, китайцы не испытывают. Возможно, что эти исторические эмоции в каком-то смысле даже более сильны, чем недовольство КНР нынешней Японией. Японский империализм, по мнению отдельных китайских историков, лишь «результат, вторичный продукт западного (европейского) колониализма».

Понятно, что эти настроения не демонстрируются открыто. Но они – часть «скрытого» китайского менталитета. Европейские же лидеры, возможно, считают, что если они сменили свою жёсткую риторику и критику на комплименты и поздравления Китаю по поводу его успехов, все проблемы прошлого и настоящего автоматически решены.

К слову, сразу после завершения XVIII съезда КПК председатель Европарламента Мартин Шульц, комментируя выступления китайских руководителей, подчеркнул, что многие обнародованные идеи (борьба с коррупцией, социальное развитие и другие) являются поучительными и могут рассматриваться за рубежом «как источник вдохновения».

Трудно сказать, насколько «вдохновят» идеи съезда китайских коммунистов европейцев. Похоже, чем больше политики ЕС будут произносить восторженные, заискивающие комплименты, тем сильнее в КНР будет расти убеждённость в том, что Европа окончательно «сломлена» и «слаба», что можно наращивать преимущество, окончательно «выходить из тени». В чём это конкретно будет выражаться, покажет ближайшее будущее. В настоящее же время — внешняя реакция китайцев на европейские комплименты остаётся традиционной – ответные уважительные поклоны и «дипломатия улыбок».
Радио Голос России

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>