Территория Ботанического сада-института ДВО РАН цветёт и благоухает – настал сезон пионов. Алые, розовые, жёлтые, белые – цветы со всего мира привлекают горожан, увлекающихся ботаникой и фотографией. Всего в Ботсаду выращивают более 250 сортов этих растений и несколько видов диких пионов, а также создают новые. Преградами на пути селекционеров становятся недружелюбная июньская погода и гости сада, вытаптывающие корни растений, информирует «Тихоокеанская Россия».
«Пионовый» сезон начинается с середины мая, а на июнь приходится пик цветения. К объёмным бутонам словно пчёлы слетаются жители Владивостока – кто-то просто любуется, кто-то фотографирует.
Экскурсию по пионовому богатству специально для Новостей VL.ru проводит руководитель научно-производственного отдела, кандидат биологических наук Алексей Салохин. По его словам, в Ботаническом саду есть несколько «диких» видов пионов, которые в естественных условиях встречаются в Приморском крае – так называемый пион обратнояйцевидный и горный. Уже отцвёл пион молочноцветковый – букеты именно с этими цветами часто продают вдоль дорог в крае. Но преимущественно представлены на коллекционных участках, конечно, искусственно выведенные сорта, в том числе гибриды.
«Здесь представлены Ито-гибриды между травянистыми и древовидными пионами. Впервые гибрид был получен японцем Ито, но, к сожалению, когда селекционера не стало, его семья продала всё его дело в другую страну, которая этими гибридами и занимается. В итоге у цветов не осталось японских названий – идут европейские, американские. В России буквально в прошлом году был зарегистрирован сорт «Господин Великий Новгород». Цветы Ито-гибридов плотнее, чем травянистые, отличаются габитусом куста (внешним видом. – прим. ред.) – куст шире, устойчивее, что важно для наших погодных условий. Потом, июнь это постоянные дожди, пионы обычно страдают. А у Ито-гибридов цветок направлен вверх, вынесен из куста, постоянно обдувается», – рассказывает Алексей Салохин.
По его словам, в СССР новые сорта пионов выводились селекционерами на регулярной основе – одним из таких центров селекции была Украина. Ещё один центр – это Алматы, где работал известный селекционер Анатолий Скакодуб, сейчас дело переняла его дочь. В 90-е годы все эти научные процессы и цепочки были разрушены. Сейчас селекция пионов возрождается: новые сорта выводят в ботанических садах, занимаются этим и частники. Не так давно центр селекции появился в Уфе, где местный ботанический сад вывел сорта «Сабантуй» и «Чак-чак» – эти красочные цветы представлены и в Ботаническом саду Владивостока.
«Сейчас, поскольку пионы — это прибыль, на мировой арене сорта начали доходить до более 10 тысяч евро за корень, очень всё в цене выросло. В России сейчас бум на отечественные сорта, цены тоже растут. Много появилось частных селекционеров – они, пожалуй, более продуктивно работают. Потому что если человек в научной организации работает, то, помимо выведения сортов, у него, как правило, есть много других дел и задач», – делится Алексей.
Сложности, по его мнению, связаны с долгим выведением сорта: семена прорастают от одного года до трёх, а сам пион зацветает только на седьмой-десятый год. И даже первое цветение не покажет всей красоты того или иного экземпляра, в отличие от, например, пятого цветения. Только тогда можно говорить, что сеянец достоин сорта или нет.
Однако в Ботаническом саду занимаются этой работой и могут похвастаться двумя сортами, выведенными самостоятельно: «Японские мотивы» и «Шахтёрский огонёк». Эти пионы вывела кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Людмила Николаевна Миронова в 2008 году. Полюбоваться «Шахтёрским огоньком» журналистам не удалось – ещё не распустили бутоны, а вот отцветающие веточки «Японских мотивов» корреспонденты застали.
Некоторые бутоны закрыты специальными чехлами – как объяснил Алексей, эти цветы участвуют в направленном опылении, когда нужно «скрестить» определённые сорта. Также при селекции практикуется и свободное опыление, когда пионы разных сортов и видов общаются друг с другом безо всяких ограничений. Семена собирают в конце сезона и потом смотрят, что вышло.
Научные сотрудники не только выращивают пионы для себя, но и делятся некоторыми корешками в рамках ежегодных ярмарок.
«Пионы высаживаются в конце лета — начале осени. Когда проходят уходные работы, бывает, необходимо куст обновлять, пересаживать – в таком случае что-то можем продавать. Это как раз приходится на осеннюю ярмарку, которая бывает в начале сентября. Сорта предлагаем выборочно, всё меняется год от года», – объяснил Алексей.
Основных угроз у пионов, обитающих в Ботаническом саду Владивостока, две – это дождливый июнь и гости, которых в порыве сфотографироваться ничего не может остановить. Из-за этого вытаптываются корни, цветы страдают и даже погибают. В итоге коллекционные участки приходится огораживать от любопытствующих.
Сезон пионов ещё не окончен. До конца июня можно будет приехать в Ботанический сад и полюбоваться цветением.