Историк назвал маршруты, по которым люди заселяли Дальний Восток в древности и Средневековье

Бохай

О том, по каким маршрутам люди заселяли Дальний Восток в древности и средневековье и что влияло на их расселение рассказал PrimaMedia ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Александр Львович Ивлиев, информирует «Тихоокеанская Россия».

По словам историка, начиная со времен Бохайского государства (прим. ред. Бохай (698-926) — первое государство тунгусо-маньчжуров, располагавшееся на территории Маньчжурии, Приморского края и в северной части Корейского полуострова), уже были известны транспортные пути — в основном они связаны с долинами рек. Один из таких путей, например, проходит по долине Раздольной или же, как её называют в Китае, реки Суйфун — с XIII века сохранился список почтовых станций, которые были на этом пути вплоть до морского побережья.

«Сами дороги в это время описывались из столицы Юаньской империи — это в районе современного Пекина. Одна из них, проходя через Северо-Восточный Китай, пересекала реку Муданьцзян, доходя до Суйфэньхэ и далее плоть до моря. Другой путь был севернее — он выходил на реку Большая Уссурка. Главная же транспортная артерия проходила по реке Сунгари на Амур и до его устьев. В общем-то, эти пути известны», — рассказал Александр Ивлиев

Кроме того, археолог отметил и то, что часто во время археологических исследований находят остатки средневековых дорог среди леса. Такие дорогие отмечаются по правому берегу Раздольной в верхнем течении на территории России. Сейчас они уже заросли лесом, но следы можно заметить.

Главной транспортной артерией на северо-востоке Азии была система Сунгари-Амур. Именно по ней проходили основные пути. Так, например, в Музее имени В.К. Арсеньева находятся две стелы, найденные на Тырском утёсе в низовьях Амура, свидетельствующие об экспедициях XV века. Тогда минский император, желая показать, что его благое влияние распространяется на весь мир, а народы всего мира приходят к нему, чтобы поклониться — а это должно было оказывать очень большое влияние на его утверждение внутри самой империи, организовывал большие экспедиции в различные страны мира.

«Например, были мощные морские экспедиции Чжэн Хэ (прим. ред. Чжэн Хэ — адмирал империи Мин, путешественник. Организовал и возглавил семь крупномасштабных морских военно-торговых экспедиций), которые доходили даже до африканского побережья. Вот такие же экспедиции были организованы и на Сунгари-Амур, вплоть до его низовий, чтобы утвердить хотя бы формальное подчинение империи вождей местных племён — дать им должности начальников соответствующих гарнизонов. Во время одной из экспедиций в 1413 году был построен храм Вечного Спокойствия, а в честь его строительства была поставлена первая стела», — объяснил Ивлиев.

Потом Ишиха — китайский евнух империи Мин, возглавлявший некоторые экспедиции в низовья Амура, однажды приехал туда и обнаружил, что храм разрушен. Местные жители в страхе разбежались, боясь, что их накажут за это, но, вместо наказания Ишиха одарил их подарками, восстановил храм и поставил ещё одну стелу в честь этого. Сейчас обе эти стелы стоят в Музее Арсеньева на первом этаже — они были привезены с низовьев Амура в XIX веке.

Помимо этого, историк отметил, что климат оказывал существенное влияние на расселение людей в это время. С геологической точки зрения это прослеживается по колебаниям уровня моря. Так, когда уровень моря был очень низким — наступало сильное похолодание. Условия жизни, соответственно, были тяжёлыми, а на территории наблюдалось снижение активности людей. Но были, конечно, и периоды, когда уровень моря поднимался — то есть, потепления.

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Комментарии запрещены.