Вице-президент РАН академик Адрианов: аквакультура в мире стремительно развивается, но Россия здесь пока уступает

Андрей Адрианов

Андрей Адрианов


Научный руководитель Национального научного центра морской биологии имени А. В. Жирмунского Дальневосточного отделения РАН академик А.В. Адрианов в своём интервью порталу KORABEL.RU рассказал о значении развития аквакультуры, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс

- Морская аквакультура в России только набирает обороты, — отметил академик Адрианов. — Причины понятны. Бог дал нам огромные биологические ресурсы, мы одна из немногих стран, способных добывать промысловых гидробионтов из природных популяций. Всё-таки на мировом рынке морепродукция из диких популяций ценится выше, чем выращенная в марикультурных хозяйствах. Да и затраты на морскую аквакультуру окупаются дольше, чем в прибрежном рыболовстве. Есть и конкуренция за прибрежные акватории.

В целом, в мире аквакультура стремительно развивается. Сейчас объём её продукции почти сравнялся с тем, что человечество добывает из Мирового океана. Лидеры здесь – Китай, Индонезия, в разведении лососей впереди Норвегия. В связи с ростом численности населения потребности человечества в высококачественном белке постоянно растут, и развитие аквакультуры может внести существенный вклад в решение этой проблемы, наряду с освоением новых объектов промысла из океанских глубин.

Есть ещё один фактор, стимулирующий развитие морской аквакультуры. Человечество с некоторым излишним рвением бросилось бороться с климатическими изменениями, и на первый план вышла так называемая углеродная политика. Плантации аквакультуры, к примеру, морских водорослей, являются не только поставщиками ценной продукции, но и обеспечивают сток углекислого газа, необходимого для процесса фотосинтеза. Участки, где разводят моллюсков или лососёвые фермы, оставляют более заметный углеродный след, но и он существенно меньше по сравнению с наземным животноводством. У наших зарубежных коллег даже появились новые термины: Climate-Friendly Seafood, Climate-Friendly Aquaculture. Бизнес, развивающий это направление, надеется на соответствующие преференции при расчёте так называемых углеродных налогов и углеродном квотировании.

Действительно, животноводству требуются корма, а для их производства не обойтись без механизированной обработки земли, электроэнергии, расходов на транспорт; сами животные выделяют в атмосферу углекислый газ и метан. На морской плантации все процессы происходят в водной среде. Конечно, моллюски дышат и выделяют углекислый газ в водную среду, но океан – гигантский поглотитель СО2. Морские микроводоросли, продуцирующие в океане огромную биомассу первичной продукции, потребляют углекислый газ. Включается мощный «биологический насос» (Biological Carbon Pump), закачивающий из атмосферы в океан огромные объёмы углекислого газа из-за разницы парциального давления, возникающей при расходовании СО2 в процессе фотосинтеза. Особенно это выражено на высокопродуктивных морских акваториях, к которым, безусловно, относятся наши российские моря.

Именно Мировой океан – основной стабилизатор климата на нашей планете. По различным оценкам, он содержит приблизительно в пятьдесят раз больше двуокиси углерода, чем атмосфера, и в двадцать раз больше, чем наземные экосистемы. Морская биота переводит неорганический углерод в органический и захоранивает его в глубинах океана на длительное время. Кроме этого, фотосинтезирующий фитопланктон океана – это «жабры планеты», обеспечивающие более половины поступающего в атмосферу кислорода.

Но вернёмся к аквакультуре. Там многие выращиваемые объекты не нуждаются в кормах, к примеру, моллюски получают достаточно пищи из воды при её фильтрации. Наши высокопродуктивные дальневосточные моря идеально подходят для такой аквакультуры. Кроме этого, в раковинах из углекислого кальция «захоранивается» углерод. Рыбные фермы оставляют гораздо больший «углеродный след», но и он при подсчётах всех зачётных факторов оказывается меньшим, чем при наземном животноводстве.

Сегодня человечество получает из океана около двадцати процентов потребляемого белка, и ожидается, что во второй половине нашего столетия из-за роста аквакультуры и развития глубоководного промысла это будет уже около семидесяти процентов. Интересно отметить, что рост потребления морепродуктов связан с ещё одним фактором – определённой модой на seafood в связи с «этическими» нюансами при производстве животного мяса.

Современная морская аквакультура хорошо встраивается в международную политику так называемого «голубого углерода». Например, наш сосед Китай, лидер в мировой аквакультуре, в настоящее время реализует план защиты морской среды, включающий мероприятия по восстановлению прибрежных экосистем с целью увеличения их поглощающей способности. И не столько путём учреждения новых морских заповедников, сколько за счёт создания предприятий по разведению водорослей и моллюсков. Наряду с так называемыми «лесоклиматическими» проектами, это гораздо практичнее, чем просто прессовать собственную энергозависимую экономику в мейнстриме перехода к «зелёной энергетике».

Может быть прозвучит несколько неожиданно, но надо сказать, что развитие современной морской аквакультуры требует новых технических решений и от наших корабелов. Сейчас морская аквакультура всё больше «отодвигается» от прибрежных бухт в сторону открытого моря. Это более «экологично», поскольку позволяет избежать опасной эфтрофикации закрытых и полузакрытых бухт, сохранить их доступность для других видов прибрежной деятельности, других так называемых «экосистемных услуг». Например, гибкие конструкции для выращивания моллюсков, погружённые в толщу воды на глубины более пятнадцати метров от поверхности способны выдержать практически любое волнение на поверхности моря. А вот современные погружные конструкции для выращивания рыбы по своему размеру уже напоминают гигантские морские платформы.

Эти сооружения размером с футбольное поле полностью автоматизированы и автономны, а обслуживание комплекса обеспечивает не более десятка инженеров и рабочих. Полностью автоматизировано кормление рыбы, очистка поверхностей от биообрастаний; для защиты лососей от паразитов в гигантские садки запускаются рыбки-чистильщики… Продукты жизнедеятельности рыб уносятся течениями. Всё это обеспечивает очень высокую выживаемость выращиваемых рыб, до девяноста восьми процентов. Строят такие мегаустановки в Китае, а основным заказчиком сейчас является Норвегия, мировой лидер в выращивании лососёвых.

_DSC3281 by .
Во Владивостоке, в Национальном научном центре морской биологии имени Алексея Викторовича Жирмунского также ведутся работы по созданию технологий выращивания некоторых коммерчески важных гидробионтов – моллюсков, голотурий, ракообразных и, прежде всего, крабов. Развитие морской аквакультуры позволяет снизить добывающий пресс на природные популяции промысловых гидробионтов. Для Дальнего Востока – это очень важная отрасль. Сегодня регион поставляет до восьмидесяти процентов всей российской продукции морского происхождения.

Очень важно сохранить эти высокопродуктивные акватории и природные популяции ценных промысловых гидробионтов. С прошлого года в подзоне Приморье Минсельхозом России установлен запрет на добычу камчатского и синего крабов с целью восстановления их численности после периода активного промысла. Но существуют достаточно эффективные технологии по выращиванию молоди камчатского краба, в том числе разработанные в нашем центре. Её массовый выпуск существенно поможет быстрому восстановлению природных популяций, существенно сократив время действия такого запрета

При выращивании молоди в условиях аквакультуры используются генетические методы подбора высокопродуктивных производителей и молекулярные маркёры оценки их физиологического состояния и устойчивости к заболеваниям. Подбор оптимального корма и условий для личиночных стадий позволяет обеспечить их высокую выживаемость. Всё это даёт возможность получать большое количество молоди ценных гидробионтов для выпуска в море и пополнения природных популяций.

Промысловые компании, ведущие добычу краба и заинтересованные в скорейшем восстановлении природных популяций, проявляют интерес к таким технологиям. Например, группа компаний «Антей», участвующая в программе «Квоты в обмен на инвестиции», осуществляет лов крабов в Тихом океане, строит суда-краболовы, но в то же время очень интересуется технологиями выращивания молоди крабов в условиях аквакультуры. Такой подход, на мой взгляд, необходимо всячески поддерживать, предоставляя преференции компаниям, участвующим в восстановлении добываемого ими природного ресурса.

Технологии аквакультуры, разработанные в нашем центре, наряду с технологиями наших партнёров – научных организаций Росрыболовства, сегодня используются многими отечественными хозяйствами и для выращивания двустворчатых моллюсков – гребешков и мидий.

источник: https://www.korabel.ru/news/comments/akademik_adrianov_rossiya_dolzhna_vernutsya_v_mirovoy_okean_chtoby_ne_prospat_buduschee.html

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Комментарии запрещены.