Удэгейцы скорбят: ушла их «Душа России»…

274730197_1125548568261381_5573190120204670496_n by .
О кончине Валентины Тунсяновны Кялундзюга сообщает Союз коренных малочисленных народов Приморского края. Сказитель удэгейского фольклора, лауреат премии Министерства культуры «Душа России», почётный житель района имени Лазо Хабаровского края Валентина Кялундзюга – автор Удэгейской Азбуки, учебных пособий для 1,2,3 классов, книг «Два солнца», «Мир хозяина воды Лунге», информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.

«Это был добрый человек, очень сильно переживающий за сохранение своего родного языка, готовый в любой момент помочь, подсказать, посодействовать в обучении, подготовке материалов к изданию, поделиться своими знаниями», – отмечают в Союзе коренных малочисленных народов Приморского края.

Валентина Тунсяновна так рассказывала о своей жизни:

- Родилась я в далёком таёжном удэгейском стойбище Чукен у Сихотэ-Алиня. Наша семья состояла из семи человек: отец Тунсяна Ченгесович, мама Япчи, братья Степан и Куку, сестра Софья и я. Отец происходил из древнего рода охотников Кимонко. Жили мы в удэгейских жилищах кава, сделанных из коры дерева. Зимой было холодно, и поэтому постоянно поддерживали огонь в очаге. Как и всех детей, меня с малых лет привлекали к труду, с родителями ходила ловить рыбу, помогала матери обрабатывать рыбью кожу и сохатиную шкуру, а затем шить одежду и обувь.
Особенно мне нравилось бегать по тайге: собирать красную смородину, наблюдать за животными, смотреть, как норка ворует выловленных папой накануне ленков и хариусов или медведица со своими детенышами переплывает горную речку. А вечером моя любимая бабушка рассказывала нам ниманку — удэгейские сказки, о приключениях смелого богатыря Егдыге, о талантах и необычайных способностях красавицы Бэле, о страшных и коварных чудищах… Это были своеобразные уроки народной этики, нравственности. Я и сама любила пересказывать истории, услышанные от матери.
В 1920-е годы из небольших стойбищ Чукена, Катэна, Були, Килами удэгейцев стали объединять. В 1930 году в стойбище Джанго был создан Туземный совет. Русские учителя Анатолий Яковлевич Масленников, Георгий Иванович Кузьмин создали первую удэгейскую школу – в то время аборигены не знали русского языка. Впоследствии мы уехали на новое место — в село Гвасюги, где в 1933 году создали первый колхоз «Ударный охотник». История села Гвасюги неразрывно связана с именем Джанси Кимонко. В его повести «Там, где бежит Сукпай» названы имена людей, которые окружали писателя, росли с ним вместе, кочевали, охотились, на страницах повести он упомянул и моего отца Тунсяну.
В 1944 году родители отдали меня в школу. Научившись грамоте, любила по вечерам при керосиновой лампе читать незнакомые для меня русские сказки, покорившие новизной, искренностью, добротой. Окончив семь классов, поехала учиться в Хабаровский педагогический институт (северное отделение). Там познакомилась с Евдокией Гаер и Петром Суляндзига, ставшими впоследствии известными учёными. Это были самые лучшие для меня годы. Мне нравилось учиться, самым любимым предметом была математика. Мне хотелось получить как можно больше знаний, но из-за болезни я вынуждена была уехать в своё родное село.
После выздоровления стала работать счетоводом в сельсовете, а затем заведовать клубом. Ходила по домам, приглашала жителей на вечера, посиделки. Приходили люди разного возраста — дети, молодёжь, старики. Особенно я любила слушать легенды от бабушек и дедушек. Ведь они не просто рассказывали сказку, они в ней жили, старались интонационно передать все переживания главных героев, сопровождая повествование песнями. Именно тогда у меня появилось желание фиксировать и записывать предания, сказки, чтобы сохранить их для будущих поколений.
В 1998 году по состоянию здоровья я вынуждена была уйти на пенсию, стала работать с Михаилом Дмитриевичем Симоновым из Сибирского отделения Академии наук над изданием трёхтомника «Фольклор удэгейцев» в серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», удэгейско-русского словаря, изданного в Польше. Впоследствии работала над изданием удэгейского букваря. Совместно с этнографом Кирой Ван Деузен в Канаде выпустили книгу «Удэгейские сказки».
Хорские удэгейцы всегда чрезвычайно бережно и с почтением относились к духам природы. Главными хозяевами природы были хранитель воды Ганихи, у которого в помощницах касатка Тэму и хозяйка лососёвых рыб Мамаса давани. Наибольшим почитанием пользовался хозяин огня — Пудя адзани. Владыка воды в удэгейской мифологии Лунгиэ. Он следит за наводнением, образованием рек, островов, заломов. Духами воды становятся души утопленников, тела которых не были найдены. Они обычно бывают добрыми, но когда люди вторгаются в их владения, становятся злыми, начинают петь и отправляют людей на дно. Если захочет Лунгиэ забрать людей, то может утопить тех, кто едет в лодке (бате). Если владыка воды рассердится, то посылает сильные волны. Моя бабушка говорила: «Страшное время настает, надо Лунгиэ — хозяина воды просить, чтобы он прекратил воду пускать!». Перед обрядом бабушка клала в специальную посуду горящие угли и выходила к берегу реки. Бросив багульник в огонь так, чтобы дым пошёл вверх, она вставала на колени, делала поклон до земли и говорила: «Лунгиэ-ули эзэниэ, помоги нам, чтобы вода перестала прибывать, останови стихию. Когда воды много, не можем поймать рыбу, нам голодно!»

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Комментарии запрещены.