
Партизанск обязан он своим рождением каменному углю. Первые сведения о наличии угля в Сучанской долине появились в 1887 году. Позже здесь велись интенсивные поиски и разведочные работы с целью детального изучения месторождения и определения условий его эксплуатации. В итоге было установлено наличие достоверных запасов в количестве 4 миллионов тонн угля. К началу ХХ века на сучанских шахтах добывалось до 200 тысяч тонн угля в год. Но после революции и гражданской войны добыча резко упала. Вот что о том периоде рассказывает муниципальная газета «Вести», информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
«Секретарь, поставь нам памятник!»
В конце тридцатых годов прошлого века шахты Сучана систематически не выполняли план по добыче угля. В первую очередь сучанский уголь требовался Военно-Морскому флоту. Сбой поставок приводил к неприятным разговорам с Москвой.
В 1938 году Дальневосточный край был разделён на Хабаровский и Приморский края. Первым секретарем Приморского крайкома ВКП(б) был назначен Николай Михайлович Пегов. Новый руководитель предпринимал все меры, но планы по добыче угля по-прежнему не выполнялись. Секретари крайкома во главе с Пеговым систематически выезжали на Сучан, иногда жили здесь неделями, зимой приходилось работать в нетопленном горкоме, но и это не давало результата.
Тогда и пришла в головы руководителей края идея вернуть в забои шахтёров-стариков, тех, кто уже находился на пенсии. Большинство из них приехали в Приморье из Донбасса с первыми партиями «законтрактованных» рабочих и начинали здесь разработку угольных месторождений.
Как известно, до революции шахты работали исправно и своевременно выполняли все государственные заказы. Ветераны помнили, как обстояло дело на шахтах в те годы, и только они могли научить молодёжь «коммунистическому отношению к труду», а следует бы сказать «капиталистическому способу хозяйствования», который существовал на Сучанском руднике до 1917 года.
Старики выслушали Пегова и согласились спуститься в забой. И перемены к лучшему произошли неожиданно быстро: в 1939 году шахты выполнили план добычи, а в 1940 году дали уголь сверх плана.
Николай Пегов неоднократно встречался с ветеранами, обсуждал с ними производственные вопросы. На одной из таких встреч Герой Труда Иван Семенович Силин, вспоминая годы партизанского движения, вдруг сказал: «Слушай, секретарь, поставь нам памятник»…
Такое предложение несколько удивило Николая Михайловича, и он ответил, что как-то не принято ставить памятники живым. Силин пояснил, что памятник нужно поставить всем партизанам, пока многие из них ещё живы.
Идея понравилась, и вскоре Сучанский горисполком вынес решение о выделении места под памятник на кладбище шахты №1. Но начавшаяся Великая Отечественная война отодвинула планы.
Памятник партизанам Сучана был открыт в 1946 году перед Дворцом культуры угольщиков. А в 1967 году перед Дворцом культуры угольщиков было решено установить памятник Владимиру Ленину, а памятник партизанам перенести на Японскую сопку.
Были сняты его элементы: доска, знамена, а в теле памятника между блоками пробурены отверстия, куда заложили взрывчатку. После взрыва от сооружения осталась лишь груда мусора. Восстанавливать памятник поручили скульптору Семену Горпенко.
Нижнюю часть мемориала пришлось создавать заново. Блоки стелы были несколько заужены, от чего сооружение стало смотреться более элегантно – теперь оконечность памятника устремлена в небо. Представители горисполкома вначале противились, но Семен Никитич убедил их, что скульптура в результате стала выглядеть значительно лучше.
Теперь памятник партизанам жители города видят таким, каким его воссоздал скульптор Семен Горпенко.
Георгий ТУРОВНИК,
действительный член Общества изучения Амурского края