Есть ли будущее у китайско-российского приграничного сотрудничества ?

Спустя 20 с лишним лет после установления торговых отношений, приграничные регионы Китая и России до сих пор испытывают трудности в экономическом взаимодействии друг с другом, информирует «Тихоокеанская Россия».

«Дисбаланс. Наверное так можно охарактеризовать сегодняшнее состояние приграничных торгово-экономических отношений между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией, пишет газета «Жэньминь Жибао».
По информации статистического комитета КНР, за 10 месяцев 2013 года общий объем импорта и экспорта граничащей с Россией китайской провинции Хэйлунцзян составил 32,44 млрд долларов США. Это на 9,3% больше, чем за аналогичный период предыдущего года (29,68 млрд долларов). Причем более половины товарооборота (18,04 млрд долларов) пришлось на Россию. Для сравнения, согласно данным российской таможни, с января по сентябрь 2013 года, суммарный удельный вес торговли граничащих с Китаем российских регионов во внешнеторговом обороте России составил 11,48 млрд долларов, а доля Китая в импорте-экспорте из этих регионов варьирует от 42% (Хабаровский край) до 98% (Еврейская автономная область).
За три квартала 2013 года товарооборот КНР с Россией составил 66,11 млрд долларов США, и доля провинции Хэйлунцзян в нем составляет почти 50%. Что же касается товарооборота России с КНР, то с января по сентябрь этого года он составил 61,8 млрд долларов. Так что на дальневосточные регионы приходится чуть более 1/5 импорта и экспорта.
Не сильно и поменялась структура импорта и экспорта между двумя странами. Из России в Китай в основном вывозится нефть, древесина и железная руда. Что же касается экспорта в Россию, то он преимущественно составляет одежду, обувь и текстильные изделия.
Давние проблемы дальневосточных регионов
Несмотря на значительную модернизацию, торговые отношения между соседними регионами двух стран иногда по-прежнему проблематичны. Речь идёт о проблемах инфраструктурного характера, а также об административных сложностях, которые мешают развитию приграничных отношений. Основным тормозом тут является российская сторона.
Российский Закон «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической торговой деятельности», принятый 8 декабря 2003 года, даёт определение приграничной торговле и предусматривает, что особые режимы осуществления внешнеторговой деятельности устанавливаются российским правительством в целях удовлетворения экономических потребностей приграничных регионов. Однако за прошедшие 10 лет никаких конкретных механизмов реализации приграничной торговли не было разработано. Сегодня этот термин носит только декларативный характер.

«До сих пор всё в этих регионах решается федеральными органами власти», – комментирует директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. – Сверхцентрализация – это барьер на пути развития всех регионов России. Например, разрешение на выдачу лицензии на добычу сырья нужно получать в Министерстве природных ресурсов 2-3 года!».
Необходимость китайских инвестиций
По мнению экспертов, одним из основных факторов развития экономики соседних с Китаем дальневосточных российских регионов являются китайские инвестиции. На данный момент экономический рост и инвестиции здесь обеспечиваются в основном за счёт государственных вливаний в местный бюджет. Участие китайского бизнеса в экономике региона необходимо для развития приграничного сотрудничества, и прежде всего в сфере добычи сырья и секторе услуг.
«Китайцы легко вписываются в специфическую институциональную среду России», – заключает Наталья Зубаревич. – На данный момент доля Китая в прямых иностранных инвестициях в России не более 1 процента. Но она будет расти. И продажа Роснефтью своей добычи на востоке России на 20 лет вперёд в обмен на китайские кредиты – тому яркий пример. Для меня очевидно, что Китай со временем опередит другие страны в инвестициях в восточные регионы России».
Евгений Загребнов

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Комментарии запрещены.