Академик Михаил Титаренко: Развивая стратегические отношения с Китаем, необходимо отслеживать и негативные моменты, которые также наличествуют в политике КНР

На последнем перед летними каникулами заседании Президиума Российской Академии наук с научным сообщением выступил директор Института Дальнего Востока РАН академик Михаил Леонтьевич Титаренко. Он представил вниманию аудитории доклад «Итоги XVIII съезда Коммунистической партии Китая и перспективы развития Китая и российско-китайских отношений», информирует «Тихоокеанская Россия».

Приводим развёрнутые тезисы доклада

«1. Состоявшийся 8-14 ноября 2012 года XVIII съезд КПК, объединяющей 82,5 миллиона членов, стал ключевым политическим событием в Китайской Народной Республике за прошедшие 5 лет. Съезд определил основные направления развития страны на ближайшие годы и избрал новое, пятое поколение руководителей.
Новое руководство Компартии Китая характеризуется высоким профессиональным и политическим уровнем. Впервые в высшем китайском руководстве представлены не только технократы, но и профессиональные экономисты и юристы, обладающие опытом руководства крупными экономическими регионами, значительно превышающими или равными по своим масштабам европейским государствам.
2. Китай совершил мощный рывок в своем развитии: ВВП вырос в 4 раза, по этому показателю страна переместилась с шестого на второе место в мире, доходы на душу населения увеличились в 3 раза, Китай стал обладателем крупнейших золотовалютных запасов (более 3 триллионов долларов) и превратился в основного двигателя по выводу мировой экономики из кризиса. Его мощь начала быстро трансформироваться во внешнеполитическое влияние.
3. Крупные сдвиги произошли за последние годы в уровне развития науки, техники и образования.
При этом за 20 лет – с 1991 по 2011 годы в КНР произошел заметный рост занятых в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР) – в 3,3 раза, а также рост расходов на НИОКР с 34,9 миллиарда юаней в 1995 году до 861 миллиарда юаней в 2010 году – почти в 25 раз за 15 лет, что составило 1,83% ВВП.
Однако до последнего времени в сфере науки и техники ученые КНР в основном занимались копированием лучших зарубежных научно-технических разработок и их адаптированием к уровню развития производства в стране. Собственный инновационный потенциал Китая продолжает оставаться пока ограниченным.
Принята «Государственная программа долгосрочного и среднесрочного планирования развития науки и техники в 2006-2020 годах».
Выделено три основных направления развития науки и техники в КНР – энергоресурсы, водные ресурсы и охрана окружающей среды.
4. Накануне съезда остро дали о себе знать накапливавшиеся социальные, национальные и экологические проблемы, показав естественные пределы созданной 20 лет назад экономической модели. Выбор новой стратегии и пути развития страны стал предметом острой дискуссии в руководстве партии накануне съезда.
5. Рост социальных диспропорций и возникновение 5 глубоких социальных разрывов (между Центром и регионами, между приморскими и внутренними провинциями, между городом и деревней, между богатыми и бедными, межу ханьцами {– крупнейшей, около 92 %, этнической группой Китая и крупнейшим по численности, 19 % общего населения, народом на Земле, в русском языке исторически именуемым как китайцы} и нацменьшинствами) заставили уделить на этом съезде пристальное внимание вопросам социальной справедливости и преодолению неравномерности развития регионов.
После завершения съезда новый лидер Китая Си Цзиньпин выдвинул лозунги о китайской мечте и возрождении китайской нации, которые стали общенациональной мобилизующей идеей.
6. По-прежнему на первом месте стоит задача по завершению индустриализации страны. В целом ставится задача сменить экстенсивную модель развития на интенсивную, инновационную.
Руководство страны учло негативные последствия превращения Китая в мировую фабрику, что привело к колоссальному ухудшению окружающей среды. С учётом этого четыре основных направления экономического, политического, культурного и социального строительства дополнены новым стратегическим направлением – экологическим.
7. Важнейшим вопросом, вызывающим острую борьбу в партии, на протяжении длительного времени остаётся вопрос о путях реформирования политической системы. Всё большее число граждан, особенно представителей предпринимательского класса и городской интеллигенции, высказываются за расширение своего участия в политической жизни.
8. Международные разделы материалов съезда выдержаны в спокойных, подчеркнуто дружелюбных тонах. На первом месте стоят отношения с развитыми странами, затем с большими развивающимися странами, соседними государствами и развивающимся миром в целом. Китай, судя по всему, отводит себе роль посредника и модератора в отношениях развитого и развивающего мира с целью их гармонизации.
Поставлена задача предотвратить конфронтационные тенденции развития отношений Китая с США. За действиями США в Пекине наблюдают молчаливо и не критикуют их. В ходе недавней встречи Си Цзиньпина с Обамой поставлена задача расширить поле стратегического диалога и сотрудничества между двумя странами.
9. В докладе впервые заявлено намерение Китая стать «мощной морской державой». Наглядной демонстрацией этого стал спуск на воду авианосца «Ляонин», доработанного на основе недостроенного советского авианосца «Варяг» и заявление о закладке ещё 5 авианосцев большей мощности.
Армия традиционно пользуется в Китае самым высоким, в каком-то смысле даже более устойчивым авторитетом, чем КПК и остаётся главной опорой власти. Она не испытывает дефицита в новобранцах. Её резервом является более чем 260-миллионное народное ополчение.
10. Запад не ослабляет своих усилий и в том, чтобы посеять недоверие к России в Китае. Активизировались и выступления внутри России тех, кто прямо указывает на КНР, как якобы главную угрозу для нашей страны, и выдвигает разного рода схемы антикитайских альянсов России с США, Европейским Союзом, Японией, Индией. Многие представители крупного бизнеса в России, равно как и крупный китайский бизнес, ориентирующийся на ТНК, проявляют пассивность либо явное нежелание активизировать инвестиционное и другое сотрудничество на российско-китайском направлении.
11. По нашему мнению, российской стороне ни в коем случае не следует ставить под угрозу с таким трудом наработанные за последние годы позитивные результаты в отношениях с Китаем, позволившие вывести их на уровень всеобъемлющего доверительного стратегического партнёрства. Принципиальное значение имеет окончательное решение территориальных проблем, закреплённое межгосударственными соглашениями, обеспечение спокойной обстановки на нашей протяжённой границе с Китаем. Выгоден нам и представляет надёжную базу для отношений двух стран подписанный в 2001 году Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве с Китаем. Во многом совпадают взгляды России и Китая на важнейшие международные проблемы.
12. Сказанное, однако, не значит, что России следует становиться чьим-либо «младшим братом». У нашей страны, как одной из великих держав, есть свои собственные интересы, диктующие потребность развивать отношения со всеми странами на принципах равенства, взаимной выгоды, неделимости безопасности.
Развивая стратегические отношения с Китаем по всем возможным направлениям, необходимо отслеживать и негативные моменты, которые также наличествуют в политике КНР – прежде всего усиление националистических настроений. В КНР продолжают появляться исследования, карты, книги относительно «неравноправных договоров» с Россией, и эти факты нельзя оставлять без внимания.
13. Серьёзной корректировки требует сфера нашего экономического сотрудничества с КНР. Необходима проработка – в каждом конкретном случае – одобренной сторонами в сентябре 2009 года «Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китая на 2009-2018 гг.», где имеется явный крен в сторону использования лишь наших сырьевых ресурсов. Крайне невелики китайские инвестиции в России – около 2,7 миллиардов долларов за все годы. На фоне того, что сам Китай за 30 лет реформ привлёк почти 1,5 триллиона долларов прямых инвестиций, а его собственные внешние инвестиции уже превышают 300 миллиардов долларов, вышеназванная цифра выглядит просто мизерной.
14. Ускоренный подъём восточносибирских и дальневосточных регионов России – это главная предпосылка возрождения России. Дальнейшее промедление грозит утратой российского Дальнего Востока. Поэтому можно только приветствовать предпринимаемые в последнее время по инициативе Президента В.В. Путина решительные меры для того, чтобы сдвинуть, наконец, с мёртвой точки проекты подъёма Сибири и Дальнего Востока, навести в регионе порядок. Главное здесь, конечно, наши собственные усилия и ресурсы. Но в планах подъёма наших восточных регионов, интеграции в экономическую жизнь Азиатско-Тихоокеанского региона важно всемерно использовать возможности наших восточных соседей, в первую очередь Китая, принимая во внимание достигнутый им высокий уровень финансово-экономического развития, наличие у него значительных инвестиционных возможностей, проявляемую в КНР готовность к расширению экономических связей с Россией.
15. Коллектив Института Дальнего Востока РАН прилагает всемерные усилия для всестороннего научного обеспечения восточного вектора российской политики и интеграции России в цивилизационное пространство АТР. Однако высокопрофессиональный коллектив Института также нуждается в различных формах поддержки, необходимо кадровое омоложение уникальных научных школ китаеведения, корееведения, японоведения, вьетнамоведения».

Последний пункт доклада можно перенести как на всю Российскую Академию наук, так и на отдельные её институты, в том числе Дальневосточного отделения РАН.

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>