
Сыны земли Олонхо стояли у истоков снайперского дела в частях Красной Армии в годы борьбы с фашизмом. На их счету сотни гитлеровцев. Например, Герой Советского Союза Фёдор Охлопков уничтожил 429 солдат и офицеров нацистской Германии и её союзников. И таких метких стрелков Якутия дала фронту немало — всего за Великую Отечественную нагрудным знаком «Снайпер» были удостоены около сотни представителей этого северного народа. В наши дни, в ходе специальной военной операции их потомки продолжают с успехом противостоять неонацистам, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
Недавно в Якутске прошли республиканские соревнования по пулевой стрельбе среди ветеранов и молодёжи, посвящённые памяти советского снайпера гвардии младшего сержанта Егора Петрова, сообщает специальный корреспондент газеты «Красная звезда» в Восточном военном округе Константин Лобков. Организаторами турнира выступили Совет ветеранов войны и тыла, Вооружённых Сил и правоохранительных органов Республики Саха (Якутия), администрация Сунтарского улуса и родные Егора Константиновича. Мастерство меткого поражения цели продемонстрировали 120 человек, представлявшие 14 команд. Главным судьёй был полковник запаса Пограничных войск Иван Гурьев.
Мобилизованные в годы Великой Отечественной из Якутии отличались выносливостью, терпением, особым умением метко стрелять, способностью в полной мере использовать боевую мощь винтовки, а то и пулемёта, миномёта или орудия. На поле боя они быстро оценивали обстановку, ориентировались на местности, умело использовали особенности рельефа, в обороне и разведке проявляли исключительные выдержку, хладнокровие и наблюдательность. Многочисленные свидетельства этому хранят архивные документы: рапорты и представления к награждению, публикации во фронтовой печати, а также мемуары полководцев Великой Отечественной войны.
О снайпере Егоре Петрове рассказывает одна из активисток общественной организации «Патриот» Зинаида Игнатьева.
- Егор Петров – наш земляк, родом он из посёлка Кокуну, что в Сунтарском улусе. Как и многие якутские дети, он ещё в детстве научился метко стрелять, выходя с отцом на охоту. Это и определило его – после школы ликбеза устроился на работу охотником в колхозе имени Чкалова, добывал пушнину, попадая белке в глаз, чтобы не испортить её шкурку. Ему было тридцать четыре, когда на Родину напал враг, и мобилизация не заставила себя ждать. В августе 1941 года семьсот призывников из Сунтара, в числе которых и Егор Петров, пешим маршем добрались до села Нюи на берегу реки Лены, затем на пароходе отправились дальше. Дому у него остались беременная жена и пятеро детей…
Из книги Константина Гурьева о 167 сержантах-якутянах, отличившихся на фронтах Великой Отечественной войны, мы знаем, что Егор Петров отважно воевал в составах стрелковых полков 379-й и 327-й стрелковых дивизии под Смоленском, на Центральном, Волховском и Ленинградском фронтах. На его снайперском счету 242 (не включая пулемётного счёта) подтверждённых уничтоженных солдат и офицеров противника. В военных музеях Санкт-Петербурга, Ржева и Улан-Удэ сохранились фронтовые фотографии, документальные материалы о его подвигах. Став в январе 1943 года пулемётчиком, красноармеец в дни прорыва блокады Ленинграда положил ещё не одну сотню фашистских захватчиков.
- Хорошо помню бойца Егора Константиновича Петрова из 1100-го стрелкового полка, – отмечал в своих воспоминаниях командующий 2-й ударной армией (Волховский фронт) генерал-полковник Владимир Романовский. – На всю 327-ю дивизию он славился своей отличной снайперской стрельбой. Однажды, недели за две до очередного наступления, Петров «переквалифицировался» в пулемётчика. С помощью товарищей быстро изучил пулемёт и действительно мастерски овладел им. Спрашиваю: почему он, отличный стрелок, сменил снайперскую винтовку на пулемёт? Петров ответил: «Я, якут-охотник, люблю винтовку. И она меня никогда не подводила, ни в тайге, ни на войне. Но винтовка есть винтовка: один выстрел – убит один фашист. Я хочу делать не один выстрел, а много выстрелов сразу…». На второй день наступления, отражая вражескую контратаку, он скосил своими очередями до 100 гитлеровцев.
- Наш земляк был шесть раз ранен, однако каждый раз возвращался в строй боевых товарищей. Погиб он в бою второго января 1944 года, похоронен в селе Светлое на Псковской земле, – рассказывает Зинаида Игнатьева. – А сегодня уже новые поколения якутян проявляют героические качества моего народа в ходе специальной военной операции, приближают победу над неонацистами, потомками бандеровцев. Во время соревнования я познакомилась с некоторыми из них. Например, капитан полиции Николай Винокуров – почётный гражданин Верхне-Колымского улуса, представитель спортивного клуба «Патриот», мастер спорта России по кикбоксингу, чемпион Азии 2014 года. Занимается и стрелковым спортом. Он рассказал мне о своём друге Алексее, приехавшем домой с передовой для восстановления здоровья. Так вот этот молодой человек с боевым позывным «Крест» оказался чем-то похож на Егора Константиновича Петрова, о котором я читала в старых газетах и книгах воспоминания очевидцев, представляла его таким же, как Алексей, собранным, чётким. Даже в манере речи, в которой чувствуется прежде всего скромность и в то же время огромное духовное богатство, улавливаешь обоюдное сходство. Ну и воинская специальность, конечно же, роднит этих двух воинов разных эпох. Ведь «Крест» тоже Снайпер с большой буквы, меткий стрелок нашего времени. Его личное видение мира, восприятие настоящего во многом схожи с каждым из нас. Он – самый обычный охотник из якутской глубинки. При этом преданность Родине, ответственность за каждое слово, бережное отношение к людям чувствуется в каждом его слове и поступке.
Судьба добровольца из народа чукчи численностью немногим более 16 тысяч человек, ставшего на передовой снайпером, а потом и командиром снайперской группы в добровольческом штурмовом корпусе казачьего батальона «Скиф» (Барс-35) привлекла внимание и корреспондента «Красной звезды». В краткой беседе с ним автору этих строк удалось выяснить, как и с какими мыслями Алексей оставил свой дом на земле вечной мерзлоты и отправился на фронт.
- В армии не служил, по мобилизации тоже не взяли, так как являюсь представителем малочисленного народа, а ведь желание попасть с другими земляками в зону спецоперации возникло – что ж мне отставать от остальных, – поясняет 41-летний «Крест», получивший в штабе части такой боевой позывной по аналогии с прицельным устройством винтовки. – На Донбасс хотел попасть давно, ещё в 2015 году. Это далеко от Колымы, но происходящее там всё равно тревожило, не оставляло равнодушным. Государство ведь у нас одно. Да и не нравятся мне все эти «европейские ценности», не хочу, чтобы дети смотрели на гей-парады, подпадали под дурное влияние. Всё плохое оттуда идёт, с запада. Да много чего меня мотивировало. Брат двоюродный воевал здесь, числится пропавшим без вести. Много родственников воюет, они ушли на фронт по мобилизации в 2022 году. А я человек подготовленный: охотник с малых лет, вырос и живу в условиях сурового климата на берегу Восточно-Сибирского моря. Летом у нас плюс двадцать – редкость, обычно чуть более десяти градусов тепла, зимой морозы – до минус пятидесяти-шестидесяти и сильные ветра. Выживаемость у наших людей в крови. Поэтому когда с началом весны 2023 года узнал от друга-артиллериста с позывным «Колыма», что формируется казачий батальон, решил добиться своей цели, и меня сразу взяли в его состав. Определили в разведку, посмотрели как стреляю, поставили снайпером.
Уже в первых боях «Крест» показал, на что способен опытный охотник, открыв счёт поражённому противнику. Особенно отличился он 26 апреля под Соледаром, почти в одиночку отражая атаку трёх штурмовых групп ВСУ, которые под покровом ночи подкрались к нашим позициям, где в тот час шла ротация личного состава подразделений (в лесополосе длиной метров до 800 метров осталось всего с десяток человек). Пришлось снайперу достойно принять непрошенных «гостей», пока в бой не включились пулемётчики. За эти и другие личные ратные победы этот весьма некрупного, но крепкого телосложения боец получил первые две казачьи медали «За особые заслуги», позже награждён медалями «За храбрость» 4-й степени, «За боевые заслуги» и «Участник СВО на Украине», представлен к ордену Мужества.
По словам Алексея, в трудных ситуациях, когда бывало по три-четыре наката на наши позиции, он не терял самообладания, ни разу не отошёл назад, спокойно вёл меткий огонь по врагу.
«Мне больше в окопах нравится, чем в тылу. Ведь специально шёл сюда, чтобы воевать. К примеру, под Соледаром, отказываясь от ротации, занимал боевую позицию сорок восемь суток. Там же создал две штурмовые группы, стал командиром штурмовиков разведки. Однажды наш отряд хотели поставить то ли на третью, то ли на четвёртую линию обороны, так чуть не ушёл из него. Я ведь хотел только на передовую».
- Нагрузки там большие, позвоночник сильно посадил, — признаётся Алексей (бойцу пришлось пройти лечебную реабилитацию, в том числе в воронежском Центре лечения боли). – Были периоды, когда от старой травмы в позвонках спать не мог и ходить – так донимала боль. Ведь помимо непосредственно снайперской работы, сопровождения военнослужащих во время их ротаций, приходилось и раненых вытаскивать из боя, и еду привозить. А ещё при взрывах снарядов или ракет быстро падать на землю, спасаясь от осколков. Бывало, пока ребята тяжёлого несли, я успевал трёх-четырёх раненых перетащить в безопасное место для дальнейшей эвакуации в тыл. Всё это по силам, хотя имею вес всего-то пятьдесят с небольшим килограмм: ранее в ходе тренировок переносил на себе на определённое расстояние до тринадцати человек. Самый тяжёлый из них был сто тридцатикилограммовым. Сослуживцы не верили, что вытащу, но справился.
О первом ранении от снайпера с той стороны (по звуку определил – стрелял именно снайпер) он никому не сказал, не хотел отправляться в госпиталь из-за такой царапины, оставлять своих без поддержки. Рану попросту спрятал, обрабатывал сам, месяца два заживала. Позже и доложил командиру, что был задет пулей в перестрелке.
По мнению «Креста», главное на линии соприкосновения с противником – основательная подготовка людей, вовлекаемых в боевые действия. Видя, что её подчас и не хватает многим из приходящего пополнения, обучал новичков штурмовых групп скрытному передвижению, более эффективному применению стрелкового и иного оружия непосредственно на передовой.
«Имея уже боевой опыт, создал снайперскую группу диверсионно-разведывательного отряда. В нашем разведподразделении высокая выживаемость. В одном из тяжёлых сражений – всего девятнадцать раненых, а за всё время моей службы в разведке – один погибший. Нужно беречь людей, а для этого уделять больше внимания их разносторонней подготовке. Этим и займусь сейчас в тылу».
В мае прошлого года у снайпера с берегов Колымы закончился третий контракт с Минобороны после 14 месяцев боевой работы в зоне спецоперации. Его вызвали в Москву, в Совет Федерации, на встречу с сенатором от Республики Саха (Якутия) Сахамином Афанасьевым. После беседы с ним о жизни в условиях боевых действий и планах на будущее Алексей попросил Сахамина Милановича передать огромную благодарность правительству родного региона, военнослужащим-землякам, своему якутскому народу, в частности, Ирине, подарившей ему дорогостоящую снайперскую винтовку, и всем людям, поддержку которых всегда ощущал вместе с боевыми товарищами в трудные минуты. Поддержка эта ощущалась в письмах, в посылках с едой и тёплыми вещами, финансовой помощи.
- Сейчас не только отдыхаю в стенах родного дома, общаясь с родными и близкими людьми, но и занимаюсь оформлением различных документов, начиная с ветеранского удостоверения и заканчивая бумагами для получения государственных наград, на которые меня представляли. В этих вопросах ощущаю и реальную заботу об участнике СВО республиканского правительства. Надеюсь скоро приступить к работе в качестве инструктора по боевой подготовке пополнения в подразделении «Боотур» – якутском отряде «Барс-2» или на другой должности, где буду полезен Отечеству. А после поправки здоровья хочу снова отправиться на передовую.
…Вот такие две разные судьбы героев двух эпох – периодов СССР и современной России. Разные, однако их объединяет непоколебимое мужество, несгибаемая стойкость и беззаветная любовь к Родине.
Константин ЛОБКОВ
Фото из семейных архивов
На снимках:
Советский снайпер гвардии младший сержант Егор Петров.
Снайпер с боевым позывным «Крест» из Республики Саха «Якутия».