Первое упоминание о коряках в русских документах датируется XVII веком. Вероятно, название «коряки» происходит от корякского слова «кор» – «олень» и означает людей, находящихся при оленях, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
Условно эту народность можно поделить на две группы – оседлых и кочевых коряков.
К первым относятся жители побережий, которые называли себя нымыланами – «обитателями оседлых селений». Они занимались морским промыслом и рыболовством, охотились на диких оленей, горных баранов, медведей, лисиц, соболей. Часть добычи обменивали у кочевых коряков на оленьи шкуры и мясо. Дети часто охотились на уток, гусей, лебедей. Кроме того, оседлые коряки собирали дикорастущие растения – ягоды (шикшу, жимолость, бруснику), кедровые орехи и съедобные корни.
Главные обряды и праздники оседлых коряков посвящались промыслу морских животных. Их основные моменты – торжественная встреча и проводы добытых животных: кита, касатки и др. После исполнения ритуала шкуры, носы и лапки убитых животных пополняли связку семейных «охранителей».
Кочевники, бродившие со стадами оленей по тундре, называли себя чавчувенами, то есть «оленными людьми». Они приспособили свою жизнь к заботам об оленьих табунах: зимовали в укрытых от ветра долинах, где снег не препятствовал оленям искать подножный корм.
Мужской и женский труд у чавчувенов разделялся: мужчины пасли оленей, охотились, изготовляли средства передвижения, а женщины готовили пищу, выделывали шкуры и шили одежду.
Главный осенний праздник кочевых коряков – Коянайтатык – «Перегонять оленей» – устраивали после возвращения стад с летних пастбищ. После зимнего солнцестояния оленеводы праздновали «Возвращение солнца». В этот день они состязались в гонках на оленьих упряжках, борьбе, беге с палками, набрасывали аркан на движущуюся по кругу цель, взбирались на обледенелый столб.
И оседлые, и оленные коряки, несмотря на языковые и бытовые различия, сознавали себя единым народом, сообщает «Вулканариум» – Музей вулканов на Камчатке https://vulcanarium.com