
Россия — единственная в мире страна, имеющая гражданский атомный флот. Почему атомные ледоколы строят только в России и каковы перспективы атомного морского транспорта, рассказал заместитель генерального директора «Атомфлота» Андрей Смирнов, информирует «Тихоокеанская Россия».
- Такого побережья Северного Ледовитого океана, которое замерзает на 9 месяцев, нет ни у одной страны, кроме России. У Канады и Америки, правда, тоже есть арктическое побережье, но у них там нет такого активного судоходства, как у нас. Вообще же, если верить прогнозам петербургского Института Арктики и Антарктики, пик глобального потепления уже миновал, и лет через 20-30 настанет «малый ледниковый период». Мы должны быть к этому готовы, — отметил в интервью радиостанции «Голос России» Смирнов.
Он напомнил, что со времени спуска на воду первого российского атомного ледокола «Ленин» в нашей стране построено 10 судов с атомным двигателем, из них 9 ледоколов и 1 транспортное судно. Из ледоколов сегодня на ходу 4 судна, остальные уже выработали свой ресурс и выведены из эксплуатации. В будущем году закончится срок службы ледокола «Россия».
Утилизацией устаревших атомоходов занимается также «Атомфлот», отметил представитель компании. Процесс включает выгрузку атомных реакторов и отправку их на специальную площадку на Кольском полуострове. Там, по словам Смирнова, им гарантирована полная сохранность и безопасность по крайней мере на 100 лет. «Сейчас идет работа над созданием технологии их дальнейшей утилизации», — добавил он.
На смену атомным ледоколам, которые сейчас выводятся из строя, своевременно придут новые суда, сообщил зам. гендиректора «Атомфлота».
- Проект судна новой серии такой. Если сейчас мощность энергетической установки наших атомоходов 75 тысяч лошадиных сил, то у нового атомного ледокола — около 90 тысяч. Действующие сейчас ледоколы могут безостановочно идти во льдах толщиной чуть более 2 метров. Новые ледоколы рассчитаны на преодоление льда 3-метровой толщины. И ещё: корпус новых ледоколов будут шире, чтобы они могли прокладывать более широкую полосу, свободную ото льда, для крупнотоннажных грузовых судов. Новый ледокол уже начали строить в Санкт-Петербурге, и он будет готов к 2017 году, — пообещал Смирнов.
Специалист убежден, что при правильном обращении атомная энергия — это наиболее безопасный для людей и природы источник энергии:
- Скажем, проход танкера со 100 тысячами тонн нефти сейчас более опасен, чем проход судна с атомным двигателем. За десятки лет эксплуатации атомных судов в России наши водно-водяные реакторы ни разу не давали сбоев, а если бы что-то и произошло, они сами могут себя заглушить. Или вот такая картина: идёт ледокол, и позади всё остаётся снежно-белым. За ним идёт караван грузовых судов, которые работают на мазуте или солярке, и оставляет чёрный шлейф дыма. Это к вопросу об экологичности атомного морского транспорта.
Говоря о будущем российского атомного флота, зам. гендиректора «Атомфлота» подчеркнул, что без него невозможно развитие российского Севера.
- Это нужно, прежде всего, для вывоза из Сибири углеводородов: уже сейчас идёт добыча на полуострове Ямал, оттуда вывозят 1,5 миллиона тонн сжиженного газа. К 2016 году оттуда нужно будет вывозить 16 миллионов тонн. Всё более активно развивается также транзит из Европы в Юго-Восточную Азию по Северному морскому пути. Он сокращает время в пути почти в 2 раза в сравнении с южным маршрутом через Суэцкий канал. Это даёт также солидную экономию топлива, не говоря уже о том, что торговые караваны избегают неприятностей на пути вдоль африканских берегов, — отметил Андрей Смирнов.