Историю любви сына имама Дагестана и Чечни и дочери русского генерал-майора покажут на большом экране

Poster_Amanat by .
26 мая в широкий прокат выходит масштабная историческая военная драма «Аманат», а 24 мая в киноцентре «Октябрь» состоится премьерный показ фильма. В основе сюжета киноленты режиссёров Антона Сиверса и Рауфа Кубаева лежит реальная история любви сына имама Шамиля Джамалутдина и Лизы Олениной. Джамалутдин вошёл в историю как «великий заложник», и фильм – это попытка ответить на вопрос: заложник большой политики или большой любви., информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.

«Аманат переводится как залог, как нечто ценное, отданное на сохранение. Наш фильм – это история людей, вся жизнь которых является залогом чести, любви, долга и следования выбранного ими пути», – поясняет необычное название генеральный продюсер и автор идеи киноленты Шамиль Джафаров.

История Джамалутдина – не самая известная глава российской истории. В 1839 году старший сын имама Дагестана и Чечни Шамиля в 9-летнем возрасте был выдан своим отцом в качестве аманата или заложника русскому правительству. Этот жест ознаменовал залог преданности имама России и должен был привести к перемирию между Российской Империей и Дагестаном. Но пока Джамалутдин под личным опекунством императора Николая I получал в Санкт–Петербурге образование в кадетском корпусе, его отец не сдавался и продолжал вооружённые нападения на русские войска на Кавказе с целью взять заложника настолько ценного, чтобы обменять его на своего сына. В 1855 году план удаётся осуществить. Поручик русской армии Джамалутдин, блестящий кадет, ценитель точных наук, хороший танцор и знаток четырёх языков, возвращается на родину в статусе наследника. И неожиданно для отца, имама Шамиля, в статусе миротворца. Образованный молодой человек мечтал, чтобы два его родных народа сложили наконец оружие, и сделал для этого всё возможное. Отношения с отцом обострили и личные отношения Джамалутдина с русской девушкой, дочерью генерал-майора в отставке, Елизаветой Олениной. Их чувства были взаимны, и даже вдали друг от друга молодые люди обменивались нежными и подробными письмами, которые позже были опубликованы. Сам Николай I пообещал быть посажённым на свадьбе. Но ей не суждено было состояться. Мавзолей Джамалутдина в Карате сегодня является одной из главных достопримечательностей Ахвахского района Дагестана.

Кинокартина «Аманат» – полное жизни и страстей красочное полотно с видами царственного Петербурга и величественного Кавказа. Это актуальное кино о поиске себя и о преданности тому, во что веришь, сыгранное яркими молодыми актёрами и звёздными мастерами.

Для такого проекта актёрский состав – ключ к успеху. А показать на экране никем не исполненный раньше образ – это большая ответственность. В результате долгого подбора были найдены исполнители главных ролей: Джамалутдина сыграл петербургский артист Амин Хуратов, а роль нежной Елизаветы Олениной досталась Варваре Комаровой.

«Это история о парне, у которого и внутреннее состояние и внешнее положение разделены. Мне это понятно. Я вырос культурно на Кавказе. Моя мама русская. Мой отец – адыг, и вот эта ситуация, данная при рождении, не давала мне возможности где–то утвердиться. Я был своим среди чужих, чужим среди своих. Это постоянная внутренняя борьба. Мне захотелось прожить её через другие обстоятельства – это была главная причина, почему я решился сыграть Джамалутдина, – расшифровывает образ главного героя исполнитель роли Джамаля Амин Хуратов. – Для меня это больше не является болевой ситуацией. Я, наоборот, благодарен судьбе, что мои мама и папа такие, и были обстоятельства, которые сильно повлияли на мою жизнь. У меня благодарность вызывают даже те люди, которые не принимают меня. Мир так устроен: несмотря на разговоры о лояльности, люди любят своё и не любят чужое. Когда есть пограничное состояние, они тоже находятся в пограничном состоянии. И вот это было интересно сыграть».

Амин Хуратов не был знаком с историей именно Джамалутдина и признался, что это незнание отчасти развязало ему руки в том, как выстраивать на экране его образ. Это не энциклопедическое следование роли, а действительно художественное оформление. Но с соблюдением всех ключевых черт, о которых можно было узнать из писем Джамаля и воспоминаний современников.

Избранница Джамаля, Лиза Оленина внешне – типичная хрупкая барышня середины XIX века, нежная, светловолосая, чарующая. Но стоит ей заговорить, становится понятно: гордый Джамалутдин выбрал девушку не только за красоту, но и за острый ум, за нетерпимость к притворству и за смелость поступков. В конце концов, режиссёры фильма сами творят легенду, и в ней именно Лиза первой познакомилась с юным кадетом Джамалем, с которым дружил её родной брат.

«Это не просто история любви, которая прошла через какие–то исторические события. Это любовь, которая пронесла себя и постаралась сохранить. Джамаль, я верю, такой человек, который ко всему подходит с большим сердцем. От этого все его поступки получаются такими же большими. По крайней мере мне хотелось сыграть человека, который открыт всем сердцем ко всему. Ко всему живому, ко всему не чуждому. Для воина главное утешение в жизни – это любовь. Поэтому он льнёт ко всему, что воплощает эту любовь. У него сильная сердечная расположенность ко всем людям, с кем он был связан. И в детстве, и к своей родине, и к тем, с кем он сейчас живёт», – отмечает Амин Хуратов.

История любви Лизы и Джамаля становится центробежной силой сюжета фильма «Аманат». Двое этих героев, вполне возможно, не были так зависимы друг от друга в реальной жизни, но кинематографисты возводят их отношения на шекспировские высоты.

Отношения молодых героев показаны и как пример взаимной верности, и как конфликт сердца против разума, и как покоряющая жертвенность. Так, например, в свою первую дуэль персонаж Амина Хуратова ввязывается именно из-за Лизы, желая защитить её право на собственный выбор. Но наживает себе врага, способного влиять в том числе и на дела государственные. В редком для себя образе непорядочного и жестокого графа Мамонова предстал Даниил Страхов. Этот многогранный и сложный персонаж вобрал в себя все черты человека, которого стоит опасаться. Умный, образованный, сильный в своих нетолерантных убеждениях, но умелый и обходительный притворщик оказывается серьёзным соперником. Мамонов, по сути, символизирует всё то, с чем блестящему русскому офицеру и горцу Джамалутдину приходится сражаться каждый день.

Это противостояние характеров и мировоззрений – не просто личная борьба, а важнейшая и актуальнейшая метафора того, что путь к переменам никогда не будет лёгким. И того, как важно, несмотря ни на что, оставаться верным выбранному пути. Эта несгибаемая уверенность роднит Джамалутдина с Мамоновым. И тем сильнее на экране виден контраст между персонажами: как чёрное и белое.

«Аманат» – это редкое сочетание частной истории, которая с помощью языка кино и благодаря величию фигуры, о которой рассказывается, превращается в легенду.

«Эта история носит характер такого всеобщего примирения в контексте нашей общей исторической памяти», – подытоживает продюсер Шамиль Джафаров.

Съёмки проекта начались ещё в 2018 году. Масштабное историческое полотно с натурными декорациями, батальными сценами и развитием истории длинною в десяток лет, требовало серьёзной подготовки, кропотливой работы костюмерного цеха и правильных локаций.

Первый блок – Санкт–Петербург. Здесь самая большая сложность – ненадолго очистить от туристической толпы популярные дворцы и аллеи, которые город бережно хранит как исторический памятник. Сюда, в императорский дворец, привозят маленького горца – его сыграл Камиль Мурзабеков. И центральной, хоть и редкой фигурой в тот момент его жизни стал Николай I. Роль императора досталась Андрею Соколову. Он признался, что до прочтения сценария не знал об истории Джамалутдина. И больше всего в ней Соколова поразило то, как эти короткие встречи главного героя с императором определили всё направление жизни молодого человека.

«Вот если предположить, поставить себя на место этого молодого парня, который встречался с государем, я бы запомнил это надолго. Тем более, она была не одна. И тем более, Николай принимал участие в его судьбе, можно сказать, что он направил его. Интересно, что в этой ситуации, встречах, император проявляется не только, как государь, но и как человек», – поясняет актёр.

Персонаж Андрея Соколова появляется в кадре нечасто. Особенно Соколову запомнилась сцена, где он едет в открытой коляске на присягу к будущим русским офицерам, среди которых будет и Джамалутдин, рассуждает о политическом будущем этого молодого человека и тут же жалуется на нездоровье суставов. Ну как жалуется, подшучивает.

Петербург и его окрестности сами задавали нужное настроение съёмочной группе. Но, с другой стороны, актёры признаются, обжить исторические памятники, вдохнуть в них жизнь – отдельная непростая задача.

«Питер сам по себе идеально подходит для такой истории. Но в какую бы ты историческую комнату не зашёл, каких бы запахов тебе чуждых ни вдыхал, всё равно не можешь в точности понять и прочувствовать людей того времени. В эти прекрасные декорации надо приносить с собой свой внутренний стержень, то, что ты уже сам понял про героя. Надо остаться живым. Сохранить своё естество. Но мой низкий поклон нашим декораторам. Они предложили потрясающие художественные решения», – передаёт свои впечатления Амин Хуратов. Он, как и его персонаж, Джамалутдин, тоже учился в Санкт–Петербурге. И называет его не иначе как «цитаделью ума».

Перед Андреем Соколовым задача стояла иная. Актёру, который трепетно относится к истории, нужно было присвоить себе весь Петербург. Чтобы в кадре было сразу видно: он здесь хозяин.
«Это огромное удовольствие соприкоснуться с этой историей в принципе. Допустить, что это было так давно и так недавно. Что такое для истории сто пятьдесят лет? Не так много по большому счёту. Если допустить, что я такая царственная особа, человек, который стоит надо всем этим, то я вам могу сказать, что я был очень всем этим горд, что я, пусть на экране, всем этим командую. В исторических памятниках есть особая атмосфера, особый шарм, особый дух. И то, что мы снимали на намоленных местах, давало определённый заряд. Когда знаешь, что по этой аллее ходил государь, что здесь он мог так же на карете проезжать или на лошади гарцевать, то улетаешь далеко. Конечно, от таких предложений не отказываются. Эти подарки судьбы не так часто бывают», – пускается в воспоминания о съёмках исполнитель роли Николая I.

200 человек – не только профессиональные актёры, но и просто местные жители, распахнули свои дома и открыли сундуки. Несмотря на тщательную подготовку, художники по костюмам воспользовались этой аутентичной сокровищницей местных жителей, чтобы горцы в кадре выглядели ещё убедительнее. Тем более, что в горах мода не менялась так кардинально и стремительно, как это происходило в городах. Некоторые элементы костюмов не пришлось даже фактурить. Но, пожалуй, самой большой драгоценностью стал национальный свадебный наряд невесты Джамалутдина. Его вместе с серебряными украшениями привезли из краеведческого музея. Это и раритет, и штучный товар, и прямое прикосновение к истории.

Для Амина Хуратова поездка на Кавказ и вовсе стала эмоциональным испытанием. Шутка ли, играть национального героя, да ещё под прицелом такого количества внимательных к своим традициям глаз.
«Там эмоционально, культурно, ментально люди совершенно иначе построены. Поэтому ты не пытаешься не насолить этому месту. Ты приехал в гости к людям, где у них свои сложившиеся традиции. Надо аккуратно вести себя, говорить. А они вокруг сразу сгрудились и всем интересно, все задают вопросы, потому что это их история. И ты хочешь быть с ними честным. При этом не навредить своим бытовым существованием, и уж тем более не навредить существованием на камеру. Ведь нашу работу будут смотреть и оценивать именно они», – даже в голосе Амина сквозит почтение к тому, о чём он говорит.

Фильм соединил в себе и грозные баталии, и чопорную светскую жизнь Петербурга XIX века, и живые и удивительные по красоте сцены кавказского быта. А душевные метания главного персонажа, Джамалутдина, и его жизненный путь – это одновременно и история героя из прошлого, и послание современным зрителям, кто так же неустанно ищет собственное «я». Эта картина с помощью киноязыка соединила традиции двух культур, чтобы создать единую легенду об аманате. И она так же способна объединить в кинозале самую разную публику.
«Такие картины должна смотреть наша молодёжь, учиться на них и понимать, что есть истина. Где белое, где чёрное. Надо знать историю. Надо знать своих предков. Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Сама по себе идея этой картины показать: оглянитесь вокруг, ничего не изменилось», – завершает разговор Андрей Соколов.

«Безусловно, это хорошее кино, – подхватывает мысль Варвара Комарова. – Каждый, кто его посмотрит, мне хотелось бы, чтобы нашёл свой смысл. В нём столько всего переплетено. Там есть и политические линии, там есть и линии любви, и это прочно сплетено. Это о жизни. А жизнь, она настолько многогранна, что ее не объяснишь тремя словами».

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>