
«Видеть страдания близких непереносимо»…
Как писала «Тихоокеанская Россия» 30 января 2014 года, «Страшнее рака – чиновничье равнодушие». Руководитель Приморского отделения Межрегионального общественного движения «Движение против рака» Людмила Литвиненко вновь обратила внимание на административные проблемы и чиновничью неповоротливость, мешающие спасению онкобольных. К сожалению, действительность подтвердила полное пренебрежение «эффективных менеджеров» и вершителей судеб Отечества жизнью сограждан.
7 февраля болевший раком контр-адмирал Вячеслав Апанасенко совершил попытку самоубийства. В оставленной записке он просил никого не винить, кроме министерства здравоохранения и правительства: «Сам готов мучиться, но видеть страдания своих родных и близких непереносимо». Его дочь Екатерина Локшина так рассказала о причинах: «Мой отец совершил это не для себя и не потому, что он не мог дальше справляться этой тяжёлой болью. Ему было тяжело наблюдать, как тяжело родственникам заниматься лекарственным обеспечением. В день перед его смертью маме в очередной раз не удалось получить морфин, прописанный для него, потому что не хватило буквально одной подписи. И когда она пришла домой в очень подавленном состоянии, видимо, это и стало последней каплей».
До увольнения в запас Вячеслав Апанасенко возглавлял управление ракетно-артиллерийского вооружения ВМФ. Он был экспертом по баллистическим ракетам подводных лодок. Контр-адмирал неоднократно выступал с критикой текущего состояния российской оборонной промышленности. После ухода в запас Апанасенко возглавил «Содружество ветеранов подводников Гаджиево». Это не уникальный случай самоубийства как единственно доступного способа избавления от страданий, которые приносит неизлечимая болезнь. В начале января 2014 года в Петербурге покончил с собой выстрелом в висок вице-адмирал в отставке и бывший первый заместитель командующего Северным флотом Юрий Устименко. Последние годы он страдал от тяжёлого ракового заболевания и, по всей вероятности, свёл счёты с жизнью, чтобы не доживать свой век беспомощным.
«Медики боятся выписывать наркотические препараты онкобольным из-за контроля правоохранительных органов», – отмечает член совета по внешней оборонной политике, бывший высокопоставленный сотрудник Федеральной службы по контролю за наркотиками Александр Михайлов.
А вот как прокомментировал положение дел с лекарственным сопровождением онкобольных в стране председатель исполнительного комитета МОД «Движение против рака», член совета общественных организаций по защите прав пациентов при Министерстве здравоохранения Российской Федерации Николай Дронов:
«Ситуация с паллиативной помощью и обезболиванием для инкурабельных больных в России очень тяжёлая: по данным профессора Национального научно-исследовательского института общественного здоровья Российской академии медицинских наук Елены Тельновой, объём поставляемых в аптеки анальгетиков составляет всего 4 процента (!) от потребности в целом по стране и 10 процентов – в Москве. Позиция Межрегионального общественного движения «Движение против рака» по вопросу доступности обезболивающих препаратов полностью совпадает с позицией врачебного сообщества и других пациентских организаций. Она основана на Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который декларирует право пациента «на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами». У нас на законодательном уровне закреплено, что неизлечимый больной не должен умирать в мучениях. Но, как сказал на Форуме «Движение против рака» главный специалист-онколог департамента здравоохранения Москвы Анатолий Махсон, «наша медицина попала в сферу незаконного оборота наркотических средств». И теперь всё медицинское сообщество и пациентские организации втянуты в тяжёлый процесс «взаимодействия» с Федеральной службой по незаконному обороту наркотиков, когда им приходится отстаивать право каждого пациента на паллиативную помощь и право врача на оказание этой помощи. Так, только с начала 2014 года в МОД «Движение против рака» поступило уже свыше 20 обращений граждан, чьё законное право на обезболивание было нарушено. В нашей стране много примеров «избыточного» правового регулирования (вместо рационального), но случаи «избыточного» контроля над препаратами, которые получает неизлечимый больной, приводят к тому, что человека ставят в безвыходное положение, как в случае с контр-адмиралом Апанасенко…».