День российского кино: какие фильмы пользуются наибольшей популярностью, сколько требуют вложений и какие доходы приносят?

d8b6454681ddbce23872d569b95ab7d8 by .
Сегодня, 27 августа российская киноиндустрия отмечает свой профессиональный праздник. Кинематограф, как явление человеческой культуры, за свою более чем вековую историю, уже давно стал неотъемлемым атрибутом нашей жизни. Начинаясь как рекреационное и развлекательное направление, в настоящее время, кинематограф представляет собой мощнейший инструмент не только развлечения, но и формирования основ мировоззрения и мироощущения людей. Как отмечают эксперты одного из отечественного экономического вуза, продвижение и закрепление общественных настроений, идей, образа жизни, технических новшеств — образовательная, пропагандистская, воспитательная и прочие задачи ставятся теперь перед кинематографом, подкрепляясь требованиями к актуальности и эстетике данного вида искусства, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.

Вся сфера производства и распространения кинопродукции представляет собой развитый и серьёзный рынок. Например, согласно данным Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС), российский рынок кинопроката стал крупнейшим среди стран Европы по объёму проданных билетов: в 2019 году сеансы фильмов в кинотеатрах нашей страны посетили 219,4 миллиона зрителей, что, при указанной в этом же издании средней стоимости билета, даёт цифру объёма рынка в более чем 60 миллиардов рублей в год!

Но, несмотря на такие заманчивые цифры, киноиндустрия относится к бизнесу с достаточно высокими степенями риска. Это обусловлено непредсказуемостью зрительского поведения и их предпочтений, а также высокой конкуренцией в сфере кинопроизводства.
Средний возраст российского кинозрителя составляет 28 лет, чаще всего в кино ходят зрители в возрасте 18 лет. При этом самая многочисленная группа кинозрителей – зрители в возрасте 25–34 лет (каждый третий посетитель кинотеатров). Киноаудитория Российской Федерации преимущественно женская (доля женщин составляет 55%).

Согласно различным рейтингам посещаемости фильмов, самым востребованным направлением является фантастическое кино — 3 из 10 самых кассовых российских фильмов прошлого года были фантастическими.

Далее по популярности на одной строчке находятся комедии, исторические картины, а также спортивные и спортивно-исторические или байопики, и всего 1 драма была представлена в рейтинге самых кассовых фильмов прошлого года. В принципе, данная картина весьма красноречива – общий уровень стресса и напряжённости информационного поля толкает людей к просмотру фильмов, которые уносят их в прекрасные фантастические миры. Кроме того, именно фантастические фильмы способны с одинаковым успехом увлечь каждого члена семьи при семейном просмотре, когда как драмы и прочие направления не столь универсальны и могут иметь серьёзные возрастные ограничения.

Издержки производства

Само кинопроизводство представляет собой хлопотный и достаточно дорогостоящий процесс. Кинопродюсеры вынуждены искать новые технические и организационные возможности для реализации своих амбициозных творческих и коммерческих проектов.

В структуре затрат представлены расходы на разработку художественного содержания фильма (сюда следует отнести разработку концепции кинопроекта, написание сценария, кастинги и другие подготовительные работы). Средства потребуются на условно техническое обеспечение (к которому можно отнести расходы на аренду павильонов, площадок и локаций, камер и другого оборудования, технические разработки – компьютерную графику и эффекты, персонал, художественное оформление и костюмы), а также на продвижение фильма и пост-продакшн (этап производства кино, следующий за съёмкой).

Доходность

Доходность кинобизнеса зависит от успешности и популярности самого проекта в сравнении с затратами на его производство и продвижение. По данным Фонда Кино, за пять последних лет средний производственный бюджет вышедшего в прокат российского полнометражного фильма вырос в полтора раза: с 116,2 миллиона рублей в 2015 году до 175,9 миллиона в 2019.

В прошлом году в прокат вышли 177 российских фильмов (137 художественных, 9 анимационных, 26 документальных и 5 альманахов), производство которых осуществили 157 кинокомпаний.

Среди релизов 2019 года – 26 фильмов регионального производства (в 2018 – 21). Лидером по количеству выпущенных фильмов среди регионов является Якутия (7 фильмов вышли в прокат в 2019 году, 5 – в 2018), на втором месте – Бурятия (по три релиза в 2018 и 2019).

Необычная структура географии российского кинопроизводства объясняется наличием большого количества молодых производственных компаний в регионах и традиционно сложившимся интересом к определённым кинематографическим школам, проектам, идеям. Часто причиной становится кинематографическая традиция или сила творческой личности.

Кроме того, в последнее время обозначается интерес к авторским проектам, которые имеют возможность экономии бюджета производства за счёт неординарных приёмов. Например, фестивальное, авторское, новаторское кино может быть снято и смонтировано при помощи привычного смартфона, а возможности сетевого и цифрового продвижения могут сделать этот продукт очень популярным — так мы получаем успешный и популярный проект с минимальными вложениями.

Сколько можно заработать?

«Идея не стоит ничего, но идея стоит всего» — это расхожее выражение как нельзя лучше объясняет явление малобюджетного кинопроизводства мировых хитов. Довольно часто в мировой практике возникает ситуация, когда проходной или экспериментальный фильм становился бестселлером и приносил своим создателям огромные прибыли. Одним из самых ярких примеров можно считать нашумевший фильм в стиле мокьюментари «Ведьма из Блэр», снятый с минимумом декораций и вложений, но принёсший своим создателям как славу, так и деньги.

В структуре кинопроизводства и продуктового предложения в сфере кино действуют классические законы маркетинга. Поэтому у нас имеется массовое кинопроизводство на широкую аудиторию, таргетированное кинопроизводство на определённые сегменты зрителей (кино «для девочек», «для взрослых», «не для всех» и прочее) и концентрированное кинопроизводство, которое ориентируется на какие-то специфические узкие сегменты (например, фестивальное кино, которое редко становится хитом кинопроката, но приносит мировую известность его создателям в профессиональной среде).

В настоящее время потребительским поведением отчасти управляет содержание (контент) и доступ к нему – зрители меняют свои привычки. Если раньше для человека становился событием сам поход в кинотеатр или просмотр фильма, то теперь он интегрирует фильмы в свою жизнь – мы привязываемся к франшизам, сериалам, ассоциируем себя с киногероями, окружаем себя атмосферой любимого фильма, что позволяет его создателям получать дополнительный доход от реализации сувенирной и сопутствующей выходу фильма продукции.
Если говорить о доходности кинобизнеса, то нужно понимать, что на него напрямую влияют управленческие и маркетинговые решения продюсеров, конъюнктура рынка, общественные настроения. Оптимизация бюджета производства может негативно повлиять на качество конечного продукта, но и неумеренные инвестиции не гарантируют успеха.

Довольно часто в мировой практике фильмы могут выходить просто в неправильном месте и в неправильное время – идеи фильмов могут противоречить быстроменяющимся общественным настроениям, а порой и политическим решениям, изменившимся основам морали или под воздействием иных факторов. Именно поэтому принято оценивать кинопроекты индивидуально, что поддерживает некую соревновательность как самих студий, так и режиссёров, актёров и команд.

Но если говорить об общих цифрах, то в российском производстве и прокате за прошлый год побывало 78 фильмов, созданных при частичной финансовой поддержке государства. Средний бюджет одного фильма, по данным Фонда Кино, составил 171,6 миллиона рублей, тогда как общие сборы этих фильмов составили 11,2 миллиарда рублей при совокупном объёме поддержки – 4,8 миллиарда рублей.
Программа государственной поддержки российского кинопроизводства подразумевает субсидии и возвратные инвестиции. В среднем за пять лет доля государственной поддержки, выделенной на безвозвратной основе, составила 37 % от совокупного производственного бюджета (с учётом средств, выделенных на условиях 100-процентной возвратности, – 45,7 %). Такое внимание государства к теме кинопроизводства в очередной раз доказывает важность кино для формирования понимания основ современного общества.

Николай Перепёлкин,
доцент кафедры маркетинга Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

Похожие записи


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>