
Итоги ежегодного учёта новорожденных детёнышей тюленя ларги (пёстрой нерпы) подвели в Дальневосточном морском биосферном государственном природном заповеднике Дальневосточного отделения Российской Академии наук, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
Согласно данным, предоставленным кандидатом биологических наук Игорем Катиным, в 2020 году единоразовый учёт (то есть, проведённый в течение короткого времени сразу на всех лежбищах) проводился 6 и 7 марта. Было учтено 824 детёныша. Подсчёт охватил все острова архипелага Римского-Корсакова.
В 2019 году, в этот же период, учёт выявил 972 детёныша.
По мнению Игоря Катина, «разница между показателями двух лет немалая, но говорить о какой-либо популяционной тенденции преждевременно».
Вот что он ответил на заданные вопросы:
- От чего может зависеть изменение численности популяции тюленей?
- Причин может быть несколько. Одна из них – изменение полового соотношения в популяции. Понятно, что чем больше самок, тем больше детёнышей они могут родить. На количество новорождённых и, соответственно, на изменение численности может влиять возраст наступления половой зрелости у самок.
Вообще, у долгоживущих животных (у которых продолжительность жизни более тридцати лет) очень сложно прогнозировать изменение численности в многолетнем аспекте. Потому что факторов, влияющих на изменение численности много, и действовать они могут с разной интенсивностью в разные годы.
При береговом размножении площадь участков берега, где могут происходить роды, ограничена. Но в некоторых случаях возможно её увеличение за счёт формирование ледовых террас.
Так вот, в прошлом году ледовые террасы были довольно большие по площади, а главное стабильно просуществовали продолжительное время. В нынешнем же году такие террасы разрушились очень быстро. С этим была связана, вероятно, повышенная смертность детёнышей, которую мы наблюдали.
- Влияет ли человеческий фактор на численность ларги?
- В заливе Петра Великого практически все тюлени приносят потомство на островных лежбищах, охраняемых заповедником. Поэтому антропогенный стресс здесь относительно небольшой.
Фото Игоря Катина