
Советник вице-президента Российской Академии наук, учёный секретарь Комитета РАН по Программе ООН по окружающей среде, исполнительный директор Некоммерческого Партнёрства «Российский национальный комитет содействия Программе ООН по окружающей среде» Виктор Усов считает, что скандал вокруг так называемой «китовой тюрьмы» в бухте Средняя в Приморском крае, в которой содержались косатки и белухи — уникальный морские млекопитающие, связан с недобросовестной конкуренцией, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
В чём уникальность этих морских млекопитающих?
- Косатки, дельфины, белухи – это одни из самых разумных обитателей Мирового океана. Я повторял это и буду повторять. У меня такое впечатление, что они нас тоже изучают.
В 1982-85 годах я работал учёным секретарем в Тихоокеанском океанологическом институте Дальневосточного отделения Академии наук СССР во Владивостоке, где мы изучали афалин. Любимое лакомство афалин – селёдка. Оказалось, что у этих морских млекопитающих есть свои методы общения во время охоты. Зная это, специалистам нашего института удалось создать излучатели «Афалина», которые устанавливались у входа в бухту, которая была традиционным местом нереста сельди. Но бухта была до такой степени загрязнена, что если бы селёдка отнерестилась, то вся икра погибла бы, а под воздействием излучателя «Афалина» рыба уходила от загрязнённой акватории.
Кстати сказать, уникальным является и другое морское млекопитающее – морской котик. По физиологическим параметрам он очень схож с человеком. Какова его температура тела? 36,7 градусов С! Морской котик обладает способностью нырять на большие глубины и добывать там себе пищу. Существует такое явление как гипоксия. Она возникает при недостатке кислорода. Но морской котик не испытывает нехватку кислорода, находясь очень долго на большой глубине. На это обратили внимание и стали изучать.
Оказалось, что морской котик очень любит лакомиться определённым видом морского ежа, которого ест целиком вместе с панцирем и иглами. У людей, например, считается деликатесом сама икра, а остальное – пищевые отходы. Но дело в том, что внутренние стенки раковины морского ежа и иглы содержат большое количество пигмента – эхинохрома. При попадании в организм он взаимодействует с «электростанцией» клетки – митохондрией. Эта органелла клетки не может работать без кислорода. Но поглощая эхинохром, она компенсирует недостаток кислорода. Так морскому котику удаётся долгое время обходиться без кислорода.
Препараты на основе эхинохрома могут помочь водолазам, шахтёрам, морякам и нефтяникам в арктической зоне, персоналу высокогорных подразделений, а также другим людям, работающим в условиях гипоксии, в том числе сотрудникам огромных офисных центров, страдающих от офисной гипоксии, сохранять здоровье.
Если мы будем и дальше познавать океан, и особенно его глубины, мы откроем и другие важные вещи. Ведь на самом деле, космос изучен нами больше, чем океан. В его недрах можно найти столько неизведанного. И с помощью разумных морских млекопитающих мы сможем это сделать значительно лучше.
- Помимо научных исследований, для каких целей вылавливают косаток и белух в таком большом количестве?
- В настоящее время большую популярность набирают океанариумы и дельфинариумы. Последние носят скорее развлекательный характер, но даже в них бывают организованы специальные бассейны для общения детей и взрослых с дельфинами в лечебных целях.
Океанариум, в свою очередь, это площадка для серьёзных научных исследований, которая одновременно является образовательной и воспитательной площадкой. Например, в Научно-образовательном центре «Приморский океанариум» Дальневосточного отделения РАН на острове Русский во Владивостоке, входящем в состав Национального научного центра морской биологии ДВО РАН, есть специальный школьный день – среда, когда школьники со всего региона приезжают в океанариум на занятия по морской биологии.
Подобные океанариумы строятся по всему миру, в том числе и в Китае построено несколько десятков. А поскольку наши страны стратегические партнёры, то к кому как не к России обратиться китайским коллегам о вылове, дрессировке и поставке морских млекопитающих. И представители отечественного рыбного хозяйства принялись за работу.
Начиная с 2013 года российские компании вышли на международный рынок поставки морских млекопитающих для действующих и строящихся океанариумов и дельфинариумов, и все акции производились в соответствии с действующим российским законодательством.
Но когда стало очевидным, что российские компании стали занимать хорошие позиции на рынке, где раньше доминировали США и Япония, началась так называемая недобросовестная конкуренция со стороны этих стран.
В 2018 году в России, при финансовой поддержке со стороны зарубежных источников с привлечением ангажированных «зоозащитников», была развёрнута активная компания по дискредитации данного вида рыбохозяйственной деятельности с требованиями о прекращении поставок выловленных в России морских млекопитающих иностранным заказчикам и о полном запрете вылова этих животных для культурно-просветительских целей.
После выхода поручения В.В. Путина о необходимости разрешения сложившейся проблемы был сформирован консилиум учёных с привлечением специалистов из Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии, Российской Академии наук и других организаций по научному обеспечению сохранения морских млекопитающих, содержащихся в бухте Средняя Приморского края, в состав которого я был включён. Как член консилиума я глубже вник в этот вопрос и могу сказать, что здесь есть большая социально-экономическая составляющая.
В ходе заседаний консилиума я настаивал на широком привлечении к экспертной работе высококвалифицированных российских специалистов, а не зарубежных фигур с заинтересованной позицией и сомнительным авторитетом, что отражено в моём особом мнении в протоколах заседаний консилиума.
Там же я указал о необходимости выяснения, кто был инициатором требований о запрете поставки отловленных морских млекопитающих в океанариумы Китая и России и незамедлительного выпуска их из центра адаптации в бухте Средняя, и в чьих интересах могли выдвигаться эти требования?
Мало кто из наших соотечественников, поддержавших этих псевдоэкологов (они-то как раз знают об этом, и это одна из их целей), задумался о том, что тысячи людей на дальневосточных рыбохозяйственных предприятиях останутся без зарплаты и без работы. Речь идёт не о тех высококлассных специалистах из бухты Средняя, которые востребованы во всём мире, и которых мы можем потерять, а о тысячах людей, работающих на тех предприятиях, которые поставляли и поставляют каждый день рыбу для кормления косаток и белух, и которые теперь не получат сотни миллионов рублей за поставленную для кормления рыбу и могут обанкротиться.
А где один работающий, там ещё несколько членов его семьи. И сколько тогда людей пострадают от того, что мы не учитываем социально-экономических последствий наших решений, принимаемых, так сказать, с учётом «справедливых требований» ряда российских учёных и авторитетных зарубежных экспертов, таких как Памела Андерсон, Жан-Мишель Кусто и прочих?
Кстати, я и мои многочисленные коллеги из академической и университетской среды, из бизнес-сообщества, исполнительных и законодательных органов всех уровней имеем совсем другое мнение по данной проблеме, но нас просто не хотят услышать.
Правительство запускает проект «Дальневосточный гектар», другие проекты, чтобы закрепить население на Дальнем Востоке, и тут же допускает решения, которые могут привести к ликвидации тысяч рабочих мест в градообразующих предприятиях дальневосточных посёлков. Кому это нужно?
Кстати, по поводу решения Федерального агентства по рыболовству о выделении квот на отлов морских млекопитающих на 2018 год. Предоставляя эти квоты, агентство принимало во внимание прогнозы, что в 2019 году будет существенное снижение вылова основного вида лососёвых − горбуши, так как её подход к районам промысла будет значительно ниже, и средства, полученные от реализации отловленных морских млекопитающих, покроют, в том числе, и недополученные от продаж сниженных объёмов лососёвых.
По данным РБК, полученным из Минсельхоза на 19 сентября, лосось в России резко подорожал на тридцать процентов из-за снижения улова. Как говорится: получите-распишитесь.
- А что станет с косатками и белухами, выпущенными на волю? Смогут ли они адаптироваться вновь к естественной среде обитания?
- Одному Богу известно, что с ними будет. Но я подозреваю, что многие из них могут погибнуть. Некоторые из них уже сейчас клянчат еду у рыболовов и добровольно заплывают в сети. А ведь пока ещё тепло. Зимой условия станут ещё более суровыми. И если косатки более выносливые, то белухам будет совсем худо. Учёные из Тихоокеанского филиала Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ТИНРО) предупреждают о том, что животные уже разучились охотиться и привыкли к людям.
Не забывайте, что эти виды морских млекопитающих – социальные виды. Представьте, что часть большой семьи уехала надолго, а потом вдруг вернулась, как ни в чём не бывало. Неизвестно, какие будут взаимные реакции. У них есть свои порядки, свои иерархии, свои привязанности. Что будет дальше, никто не знает.
Но и в этом случае псевдоэкологи будут довольны – у них будет повод раструбить по всему миру о результатах нашей жестокости по отношению к бедным косаткам и белухам.
Сейчас со всех сторон звучат слова – «китовая тюрьма». Этот термин придуман на зарубежных площадках, и теперь становится ясно, что это часть определённого сценария. Ещё в Древнем Риме существовала практика завоевания народов, при которой римляне находили малочисленных, но очень активных представителей оппозиции и использовали их в срежиссированных событиях.
Так и в нашем случае, инициаторы продумали механизм вовлечения в межведомственный конфликт федеральных ведомств, законодательных органов, правоохранительных и судебных органов по срежиссированному извне сценарию. Я считаю, что это не нормально, когда федеральные исполнительные органы – Федеральное агентство по рыболовству и Минприроды – устраивают разбирательства между собой на площадках районных судов Владивостока и Южно-Сахалинска.
- К чему всё это в итоге приведёт?
- Я очень надеюсь, что всё это приведёт к разумному завершению. Не хочу говорить к «концу», но к завершению. На площадке Восточного экономического форума во Владивостоке я выступил с докладом на одной из сессий в первый день, где достаточно подробно изложил свою позицию по этой проблеме. Ко мне подходили и говорили слова благодарности депутаты Законодательного Собрания Приморского края за то, что я практически высказал их позицию по этому вопросу. Я им говорил: «Да, пожалуйста. А вы-то почему молчите?» А мне отвечали, что им рекомендовано помолчать, поскольку это федеральный конфликт и местным властям вмешиваться не стоит, ведь первое лицо страны дало поручение. Я тут же спрашиваю: «А вы читали это поручение? Там написано – разобраться и принять решение о дальнейшей судьбе морских млекопитающих. Там ничего не было сказано о том, чтобы просто их отпустить».
Главная проблема в нашей стране – это боязнь подчинённых сказать своему руководителю о том, что принятое им решение, основанное на не совсем достоверной и неполной информации, нуждается в корректировке во избежание серьёзных социально-экономических последствий для одной из отраслей хозяйственной деятельности России и для большого числа граждан России, особенно, когда это касается первого лица.
Считаю, что мы должны говорить о неправильных решениях президенту страны, которого мы избирали и на которого очень надеемся. Ведь если человек ошибся, тем более, когда его не до конца проинформировали, но исправил ситуацию, то уважать его будут еще больше.
Беседовала Анастасия Пензина
Электронное периодическое издание «Научная Россия»