Не только проблемы, которых много, но и перспективы есть у рыбной отрасли России

Повышение экспортного потенциала рыбной отрасли и её развитие в целом обсудили эксперты на круглом столе «Рыбохозяйственный комплекс России: проблемы и перспективы». При этом накал страстей был такой, что порой  складывалось впечатление, что бизнес и государство поменялись местами, передаёт «Тихоокеанская Россия», То-Росс.

 

Участники дискуссии отметили необходимость модернизации флота, в частности, возможность применения системы механизма «квоты под киль» с целью развития отечественного судостроения для нужд рыбаков в России. Главным противником «квот под киль» выступил руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев. «В нашей стране никогда, даже во времена СССР, рыболовный флот не строили», – заявил господин Савельев и предложил российским компаниям размещать  заказы у иностранных производителей, у которых суда и дешевле, и технически совершенней.

 

По мнению Александра Савельева, реализация инициативы «квоты под киль» приведёт только к коррупции и расхищению бюджетных средств. «Флот надо модернизировать, но не строить новый. В наших научных учреждениях есть суда, которые по 90 лет служат», – подчеркнул чиновник  Росрыболовства. Между тем представители бизнес-сообщества высказались за  инвестиции в отечественный флот. «Квоты под киль» – идея, возможно, недоработанная, но интересная. Просто, возможно, стоит расширить перечень предприятий, где можно было бы строить суда, — считает руководитель департамента общественных связей компании «Русское море – добыча» Илья Власенко. – Рубить шашкой и хоронить идею, не совсем правильно».

 

Оценки перспектив, которые несёт рыбной отрасли членство России в ВТО, также разделились. Переход к новым правилам игры не будет безболезненным, считают представители отраслевых ассоциаций. По мнению вице-президента Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Андрея Гармашова, «отрасль ждут трудные времена». Российская рыбная отрасль полностью интегрирована в мировую экономику, полагают в свою очередь представители бизнес-сообщества. «После присоединения России к ВТО для российской рыбной отрасли мало что изменилось. Изменения, которые произойдут в связи с отменой импортных пошлин в соответствии с российскими обязательствами перед ВТО, кардинально ситуацию не поменяют», – отметил Власенко.

 

Ответов на все вопросы не знают пока ни представители отрасли, ни эксперты. Например, что делать с ситуацией, когда рыбаки, не имея возможности сдать рыбу на переработку и перспективы доставки её до потребителя, продают её корейцам, норвежцам, вьетнамцам, которые её украшают красивыми этикетками и после продают тем, кто её сам вчера выловил? 

 

Панацея для отрасли видится в прозвучавшей на круглом столе идее формирования вертикально интегрированных холдингов, которые свяжут разрозненные элементы, от улова до продажи, в единую цепь. Заместитель гендиректора по развитию компании «Рыбный дом» Алексей Тихон обратил внимание на необходимость строительства кластеров в портовых зонах, которые могли бы объединить предприятия по всей цепочке рыбохозяйственного производства. С ним согласен и представитель компании «Русское море – добыча»: «Будущее отрасли в укрупнении и в консолидации вертикально интегрированных структур – этого требует сама структура отрасли».

 

Участники обсуждения также высказались за необходимость скорейшего принятия закона об аквакультуре, который до сих пор не внесён в Госдуму. Кстати, подобный закон уже давно принят на Украине. Отмечалось, что, согласно мировому опыту, продукция аквакультуры составляет порядка 40% от общего мирового вылова водных биоресурсов. В нашей стране на аквакультуру приходится только 3% от общих выловов. Кроме того, в проект закона не включены нормы, касающиеся господдержки отрасли, а также имущественных прав на участки для размещения рыбы и на результаты этой деятельности.

 

Цифры, приведённые представителем Росрыболовства А.Савельевым, впечатляют – «при принятии закона об аквакультуре, и активном развитии этой сферы в нашей стране, только на Дальнем Востоке можно создать до 1 000 000 рабочих мест». Это при том, что население Дальневосточного Федерального округа – 6.2 миллиона человек.

 

Не обошли стороной и приватизацию Архангельского тралового флота, которая в тот же день обсуждалась на заседании Правительственной комиссии по иностранным инвестициям с участием Федеральной антимонопольной службы (ФАС России). Представителю компании «Русское море», как одному из претендентов на приобретение АТФ, пришлось отвечать, готова ли компания, став собственником крупнейшего российского рыбодобывающего предприятия, взять на себя социальные обязательства и гарантировать сохранение флота в Архангельске. «У «Русского моря» нет флота и мы обеими руками «за». И за социалку, и за сохранение флота, и за сохранение перерабатывающих предприятий», – отметил Илья Власенко.

 

Пожалуй, единственное заявление, которое получило всеобщую поддержку – это идея о создании Агентства по популяризации рыбной продукции. Подобными вопросами в Норвегии занимается Норвежский Комитет по Вопросам Экспорта Рыбы, основанный на частно-государственном партнёрстве. По словам представителя Росрыболовства Александра Савельева, на продвижение своей искусственно выращенной рыбы, только на российском рынке, заграничный комитет тратит около 30 миллионов долларов. Конечно, эти расходы включаются в стоимость конечной продукции. Но результат устраивает всех – и потребителя, и бизнес, и государство.

Иван Осипов, Институт региональных проблем

www.irpr.ru

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>