Женщины-солдаты: хабаровский женский батальон смерти

Хабаровское реальное училище, в котором летом 1917 года размещался женский батальон смерти

Хабаровское реальное училище, в котором летом 1917 года размещался женский батальон смерти

Это здание из красного кирпича на главной площади Хабаровска с недавних пор занимает деловой центр «Пушкинский». Построено оно было в 1903 году, когда в нем разместилось реальное училище — аналог теперешних колледжей, информирует «Тихоокеанская Россия».

Площадь тогда называлась Николаевской, но после Февральской революции ее переименовали в Республиканскую. В июне того же 1917 года в реальном училище был расквартирован женский батальон смерти, который появился в Хабаровске, как в других городах, по примеру столицы.

«Марш вперед, вперед на бой,/ Женщины-солдаты!/ Звук лихой зовет вас в бой,/ Вздрогнут супостаты» — это слова из песни 1-го Петроградского женского батальона, который возглавила старший унтер-офицер Мария Бочкарева, полный георгиевский кавалер, что считается равнозначным учрежденному позднее званию Героя Советского Союза.

В 2014 году, к 100-летию начала Первой мировой войны, в отечественный прокат вышел фильм «Батальон». Бочкареву, непоколебимо сильную на командирском поприще и слабую до слез в женской ипостаси, сыграла Мария Аронова. Но даже

С дозволения Брусилова

После Октябрьской революции воинские формирования, созданные исключительно из женщин, служили поводом для насмешек. Чем больше превозносились вожди одержавшей верх партии, тем карикатурней представлялись Временное правительство и его сторонники. Заспанные молодки в расстегнутых гимнастерках кочевали по советским кинолентам с первым министром республики Александром Керенским, переодетым в дамское одеяние, чего в действительности никогда не было. Женские части отличала жесткая дисциплина: подъем в пять утра, оружейные и прочие занятия до десяти вечера. Стрижка наголо. Черные погоны с красной полосой и эмблема в виде черепа и двух скрещенных костей символизировали нежелание жить, если погибнет Россия.

Прекращение боевых действий, что совершала солдатская масса, запропагандированная большевиками, братание с неприятелем — все то, что означало полный развал армии, категорически отвергал патриотический настрой доброволиц. Фронтовики называли их не иначе как проститутками. Правительство, а также Верховный главнокомандующий генерал Алексей Брусилов не скрывали, что формируют специальные части, дабы женщины собственным примером пристыдили солдат-мужчин, которые отказывались воевать.

В Петрограде, у Исаакиевского собора прошла церемония вручения новому формированию белого знамени с надписью «Первая женская военная команда смерти Марии Бочкаревой». А меньше чем через месяц у белорусского городка Молодечно она приняла первый бой, продолжавшийся трое суток. Позиции пехотного полка, правый фланг которого защищали 170 подчиненных Бочкаревой, германцы пытались взять четырнадцать раз, но безуспешно. Доброволицы неоднократно поднимались в контратаку.

Батальон Бочкаревой потерял тридцать человек убитыми и семьдесят человек ранеными. В том кровопролитном бою сама Мария получила пятое с начала войны ранение, после чего полтора месяца провела в госпитале.

Поразительна судьба этой выдающейся русской женщины. Пятнадцати лет от роду она сбежала из отчего дома в Новгородской губернии с Афанасием Бочкаревым, за которого вышла замуж. Обосновались они в Томске. Когда супруг начал поколачивать жену, Мария ушла от него к Якову Буку. В мае 1912 года он был арестован за разбойные нападения и отправлен для отбытия наказания в Якутск, после чего Мария, особо не раздумывая, проследовала за ним пешком. Однако счастья не сложилось: Бук тоже распускал руки в пьяном угаре.

Началась Первая мировая война, что подвигло Марию круто изменить жизнь, записавшись доброволицей. Ей было отказано, поскольку направлять женщин в действующую армию запрещалось. Тогда она послала телеграмму государю императору, на которую неожиданно пришел положительный ответ. Так в 1914 году Бочкарева оказалась на фронте…

С песнями до пристани

В Хабаровске запись в батальон смерти велась в столовой на улице Шевченко у Соборной площади. Принимались доброволицы не моложе 17 лет. С тех, кому не исполнился 21 год, представители Приамурского военного округа требовали согласие родителей. Изучались медицинские свидетельства, подтверждающие годность к воинской службе.

Подать прошение спешили дворянки и простолюдинки, учительницы и курсистки. Воодушевление и патриотизм охватил прекрасную половину края. С Нижнего Амура на пароходе прибыло 16 доброволиц. Семеро из них — выпускницы женской гимназии Николаевска.

- Формирование батальона смерти шло при активном участии Александры Грекуловой, сведения о которой в большей мере отрывочны. Родилась в 1878 году, в Февральскую революцию ей было почти сорок лет. В 1908 году она — слушательница Высших женских курсов в Киеве. Вероятно, позже переезжает на Дальний Восток, поскольку с сентября 1915 года ее сын учится в седьмом классе хабаровского реального училища. Сама же Александра Николаевна — член родительского комитета. Скорее всего, она предложила разместить батальон в училище, в каникулярное время до его отправки к месту службы, — полагает краевед Анатолий Жуков.

- Она становится известной как председатель городского союза солдаток, из чего можно заключить, что ее муж, Валерий, воюет на германской войне. По списку № 5, объединявшему союз солдаток, женский клуб, союз инвалидов, Грекулову избирают гласным хабаровской городской думы. Выражаясь по-современному, депутатом, — продолжает Жуков.

Девятого августа город провожает доброволиц, которые следуют к пристани по улице Муравьева-Амурского с песнями и атрибутикой батальонов смерти — черно-красными лентами на гимнастерках. Рядом с отрядом в семь десятков девушек и женщин шагает капитан Нифонт Терлецкий, назначенный командиром.

Через пять суток водного пути они достигнут Благовещенска, где вместе с тридцатью местными доброволицами станут нести караульную службу в составе 301-й пешей дружины, которая сменила ушедший на фронт пехотный полк.

Экспансивные дамы недовольны: в Хабаровске после обмундирования обещали отправить в Петроград и Москву для участия в боевых действиях. Однако Лавр Корнилов, назначенный Верховным главнокомандующим, 14 августа издает приказ, в котором женщинам запрещается сражаться за Родину с оружием в руках. Предписывается использовать их в санитарных, охранных, прочих вспомогательных формированиях, что страшно возмущает патриоток, но подобного рода протесты в пору ускоряющегося развала государства теряют значение.

- Грекулова покинула пост председателя союза солдаток и вышла из партии эсеров, — констатирует Жуков. — Хотя она по-прежнему на виду: ее избрали в комитет по созыву Всероссийского учредительного собрания. А городской голова Константин Тихонович Лихойдов назначил Александру Николаевну председателем комитета общественного призрения, или, как принято выражаться сейчас, социальной защиты.

Впрочем, пройдет несколько месяцев, и в Хабаровске власть перейдет к большевикам, которые назовут Лихойдова ставленником японских оккупантов. У новой власти бывшая активистка, зарабатывающая на пропитание частными уроками, попадет в черный список.

Не будет душа безучастна

Жизнь для них закончилась одинаково. Мария Бочкарева была арестована в Омске после того, как город оставили войска Александра Колчака. Ее расстреляли 16 мая 1920 года. Александра Грекулова заведовала детской площадкой, возглавляла отдел в статуправлении, работала в газете «Тихоокеанская звезда». Была осуждена по ст. 58-10 Уголовного кодекса РСФСР (антисоветская пропаганда и агитация). Расстреляна 9 марта 1938 года во внутренней тюрьме краевого управления НКВД по улице Волочаевской, 144.

Александра Грекулова реабилитирована в 1959 году. Мария Бочкарева — в 1992 году. «…Нет, не будет душа безучастна,/ Справедливости светят огни,/ За любовь, за великое братство/ Отдавали мы жизни свои».

М. Карпач, «Молодой дальневосточник»

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Комментарии запрещены.