
Прошедшие 26–28 октября 2016 года выборы новых членов Российской Академии наук президент РАН академик Владимир Фортов на пресс-конференции накануне назвал их самыми масштабными за всё время существования Академии, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
Конкурс на выделенные 518 вакансий был очень высоким — на отделении механики, например, на одно место члена-корреспондента претендовало 34 человека, на отделении физической химии до 10 человек на место академика. После выборов число членов Академии наук достигло 2100: 940 академиков и 1160 членов-корреспондентов.
Один из главных результатов выборов — омоложение состава РАН: средний возраст академиков снизился с 76 до 63 лет, членов-корреспондентов — с 70 до 53 лет. Достигнуто это было двумя путями. Во-первых, за два месяца до выборов было окончательно введено звание профессора РАН — это промежуточная ступень между доктором наук и членом-корреспондентом. Профессорами Академии наук стали около 500 учёных в возрасте до 50 лет. Из них половина участвовала в выборах и 101 профессор РАН стал членом-корреспондентом Академии. Во-вторых, был введён частичный возрастной ценз — для половины вакансий членов-корреспондентов до 50 лет, для 30 % академиков — до 60 лет.
Владимир Фортов рассказал о «довольно сложной и продуманной до деталей» системе выборов академиков и членов-корреспондентов. Она подразумевает обсуждения в разных форматах: это и выступления на уровне учёных советов, и представление кандидатами своих достижений на собрании отделения, и обсуждение на общем собрании. Кроме того, список вакансий и кандидатов публикуется в СМИ и его может критиковать общественность: традиционно пишутся письма за и против тех или иных кандидатов. Предусмотрена многоступенчатая система тайных голосований. В общей сложности, чтобы стать академиком или членом-корреспондентом, нужно пройти шесть этапов тайного голосования и одиннадцать публичных выступлений.
Главный учёный секретарь Президиума РАН академик Михаил Пальцев обратил внимание на престиж Академии за рубежом. В этом году в члены РАН избрано 62 иностранных учёных. Среди них четыре Нобелевских лауреата и три президента других Академий наук. Есть и политические деятели, например, американец Генри Киссинджер — эксперт в области международных отношений.
Затем слово взяли избранные академики и члены-корреспонденты РАН.
Логачев Павел Владимирович — академик РАН, директор Института ядерной физики Сибирского отделения РАН — рассказал о том, чем занимается руководимый им институт и какие перед коллективом сейчас стоят цели. Основные направления деятельности НИИ — физика плазмы, синхротронное излучение, ядерная медицина, промышленные ускорители. На базе института работает два (из шести действующих в стране) адронных коллайдера. Академик Логачев заявил, что воспринимает выбор его в число академиков как некий аванс, который он должен воплотить в будущем. «Прежде всего, это развитие нашей базовой фундаментальной науки» — для того чтобы в будущем отвечать на те вопросы, на которые пока нет ответа. Новые знания и разработки должны помогать людям «преодолевать трудности и бороться с неизлечимыми недугами».
Андрей Дмитриевич Каприн — академик РАН, директор Московского научно-исследовательского онкологического института им. П.А. Герцена — поблагодарил академиков, под руководством которых работал всю жизнь, а также научные коллективы, внутри которых и при поддержке которых была выдвинута его кандидатура. Академик Каприн планирует работать в направлении доклинических испытаний радиофармпрепаратов, необходимых в онкологии. Он заявил, что в условиях не только импортозамещения, но и импортоопережения очень важна совместная работа медиков и учёных — медицинских физиков, радиохимиков, которые создают новые радиофармпрепараты.
Юрий Владимирович Плугатарь — член-корреспондент РАН, директор Никитского ботанического сада РАН — вспомнил, как в 2014 году Академия начала активно поддерживать сад. На тот момент это было колоссальное достояние, которое необходимо было сохранять и приумножать: более 11 тысяч сортов плодовых, более 9 тысяч сортов технических культур. Тогда Ботанический сад выиграл грант Российского научного фонда. С этого момента начало настоящее возрождение. За полтора года удалось построить несколько новых лабораторий. Это лабораторные комплексы биотехнологий, генной инженерии. Восстановлены лаборатории по экомониторингу, тепличные хозяйства по цветочным и техническим культурам. Член-корреспондент Плугатарь оценивает это как прорыв. «Поэтому для нас Академия и членство в Академии — это огромные новые возможности реализовать планы и задачи, которые перед нами стоят», — сказал он.
Александр Олегович Терентьев — член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией исследования гомолитических реакций Института органической химии им. Н.Д. Зелинского РАН — рассказал, что работа института направлена на открытие новых химических реакций и получение новых химических веществ высокой практической значимости. «Это и лекарственные средства, и вакцины, и удобрения, и красители, и топливо, и высокотехнические вещества», — пояснил он. Работа члена-корреспондента Терентьева связана с получением агропрепаратов. Речь идёт о получении веществ с противоопухолевой, антигельминтной активностью. Деятельность института находится на стыке разных научных дисциплин, поэтому А.О. Терентьев отметил несомненную пользу и эффективность слияния трёх Академий в одну. Это позволяет сотрудничать с сельскохозяйственным сектором, обращаться за помощью к медикам и физикам. Он назвал такую многовекторную систему Академии наук, позволяющую проводить масштабные междисциплинарные исследования, уникальным российским явлением. В пользу слияния Академий высказался и президент РАН Владимир Фортов.
Оксана Михайловна Драпкина — член-корреспондент РАН, первый заместитель директора Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины по научной и лечебной работе. Она занимается профилактикой хронических неинфекционных заболеваний. Почти все такие заболевания связаны с факторами риска. Сотрудники центра профилактической медицины находят факторы риска и борются с ними. Член-корреспондент Драпкина специализируется на проблеме ожирения. Теперь, после выборов, её переполняют благодарность учителям и членам Академии, чувство ответственности и стремление оправдать кредит доверия и это окрылённость и желание творить и работать, рассказала она.
В который раз был поднят вопрос о выборе детей академиков в состав действительных членов РАН. Главный учёный секретарь РАН академик Михаил Пальцев заявил, что к детям в Академии относятся настороженно и что они проходят те же ступени отбора, что и все остальные. Утверждать, что они выбраны «по блату», нельзя. Владимир Фортов также добавил, что быть сыном или дочерью академика и Нобелевского лауреата совсем непросто — приходится соответствовать очень высокому уровню.
Также на пресс-конференции задавали вопросы по поводу взаимоотношений РАН и ФАНО и РАН и нового министра образования (Ольги Васильевой). По поводу ФАНО академик Фортов сказал, что проблема разделения полномочий далека от разрешения. На данный момент академические учёные ставят вопрос о том, чтобы работа этих двух структур была синхронной и однонаправленной, только в таком случае РАН и ФАНО будут усиливать друг друга. Остро стоит и проблема продолжающейся реструктуризации: «Мы призываем к тому, что каждый конкретный шаг реструктуризации должен быть понятен», — заявил президент РАН.
Обсуждалось участие академиков в рецензировании школьных учебников. Последние два года этим вопросом занимались разные экспертные сообщества. Теперь, с приходом нового министра образования, это снова станет функцией Академии. Вообще, Владимир Фортов отметил, что после смены министра образования «работать стало намного легче», и сейчас «взаимодействие развивается в очень правильном, конструктивном направлении».