Лётчики морской авиации Тихоокеанского флота верны традициям

4f22cabe66453ed9aa28fabead70ec5e by .
В этом году морская авиация России отметила знаменательную дату – 100 лет назад лётчики русского императорского воздушного флота одержали важную победу в воздушном бою над Балтийским морем. Тогда четвёрка гидропланов Балтфлота разработки Дмитрия Григоровича вступили в бой с четвёркой немецких самолётов и вышли победителями.
А 84 года назад на Дальнем Востоке были сформированы бригада тяжёлых бомбардировщиков и две разведывательные эскадрильи, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.

Боевое крещение морская авиация на Тихом океане получила в 1938 году в боях с японскими милитаристами у озера Хасан, а с началом Великой Отечественной войны стала базой подготовки кадров для действующей армии.

…В базу не вернулся
В 2009 году сотрудники организации «ВладПодземСпас» совместно с представителями поискового отряда «АвиаПоиск» вручили дочери офицера ВВС Тихоокеанского флота Светлане Григорьевне Шеваренко документы об её без вести пропавшем в 1943 году отце. Проведя кропотливую архивную работу, они выяснили, что капитан Г.И. Шеваренков (при выдаче ему паспорта допущена ошибка в фамилии) с марта 1942 по апрель 1943 служил штурманом звена 2-й авиаэскадрильи 49-го бомбардировочного авиаполка ВВС ТОФ, базирующегося в селе Новонежино. Позже переведён в морскую авиацию Черноморского флота, где принял должность штурмана звена 2-й авиаэскадрильи 5-го гвардейского минно-торпедного авиаполка ВВС Черноморского флота, позже был награждён орденом Красной Звезды. В августе на Ил-4 под командованием гвардии старшего лейтенанта Н.И. Корбузанова вылетел на боевое задание и не вернулся в базу.

В своей книге «Командиры крылатых линкоров: Записки морского лётчика» Герой Советского Союза генерал В.И. Минаков (также выходец из ВВС ТОФ) описывает тот бой.

«…10 августа от самолёта-разведчика поступило сообщение: конвой противника в составе двух транспортов, трёх быстроходных десантных барж и шести кораблей охранения следует курсом… На удар были назначены четыре торпедоносца. В атаку на корабли противника устремились с ходу. Фашисты издали заметили торпедоносцы и открыли бешеный огонь. Четвёрка упрямо шла на сближение, ложилась на боевой курс. Рвались снаряды, осколки секли обшивку самолётов. В машину Аристова попал снаряд. На высоте тридцати метров она перевернулась «на лопатки» и врезалась в воду. А атака продолжалась. Две торпеды попали в цель и решили участь одного из транспортов. Самолёты пронеслись сквозь огонь, едва не задевая мачты кораблей, и стали уходить в море. Но машина Корбузанова оказалась тяжёло повреждённой. Некоторое время тянула на одном моторе, потом отказал и он. Лётчик спланировал и произвёл посадку на воду.
На аэродром на сильно повреждённых самолётах возвратились только экипажи Фёдорова и Скробова. Погибли замкомандира эскадрильи капитан Владимир Ефимович Аристов, минёр эскадрильи, он же штурман, капитан Михаил Иванович Кизилов, стрелок-радист старший сержант Пётр Григорьевич Конкин. С боевого задания не возвратились лётчик старший лейтенант Николай Иванович Корбузанов, штурман Григорий Иванович Шеваренков, стрелки сержанты Василий Андреевич Метелев и Дмитрий Павлович Сопов»
.
Соколы с берегов Тихого
На Черноморском и Северном флотах, в небе Балтики отважно дрались с врагом авиаторы из разных частей ВВС ТОФ.

Из 16-го морского разведывательного полка, вооружённого самолётами МБР (морской ближний разведчик) и дислоцированного на гидроаэродроме бухты Суходол, большая группа личного состава убыла на Сталинградский фронт осенью 1942 года. В мае 1943 восемь МБР-2 вместе с экипажами и техниками отправили воевать на Чёрном море. А ещё через год полк послал на фронт группу опытных лётчиков и штурманов, в том числе капитана И.В. Тихомирова, старших лейтенантов Н.В. Лысина и И.Ф. Воронина, позже удостоенных звания Героя Советского Союза. В исторической летописи части, которая ныне базируется под Партизанском, отмечено, что пять военнослужащих получили высшую награду Родины, 45 – ордена Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, 28 – Красного Знамени, около 200 – Красной Звезды.

На основе авиационной части 1-й Отдельной армии в селе Вознесенка в связи с острой нехваткой лётчиков на фронте в 1941 году создали военную авиашколу пилотов. В курсанты шли в основном уроженцы Приморья. Школа подготовила десятки лётчиков для штурмовой, истребительной и бомбардировочной авиации, которые отличились в боях на Курской дуге, в Белоруссии и Польше, при взятии Берлина, двое стали Героями Советского Союза.

Свежее подкрепление шло на запад и из 4-го минно-торпедного авиполка, эскадрильи которого базировались на аэродромах Романовки, Новонежино и Суходола. 18 января 1942 года девять экипажей во главе с капитаном Г.Д. Поповичем отправились в состав ВВС воюющих флотов. Эскадрилья получила новые морские дальние бомбардировщики-торпедоносцы в Иркутске и перелетела на один из подмосковных аэродромов. Отсюда шесть экипажей ДБ-3Ф под командованием Поповича, Агафонова, Балашова, Зубкова, Сидорова и Ткачёва вылетели на Северный флот, а три самолёта – Косиченко, Минакова и Перегудова – на ЧФ.

На Севере из тихоокеанцев сформировали 6-ю авиаэскадрилью 2-го гвардейского смешанного Краснознамённого авиаполка имени Б.Ф. Сафонова, её командиром стал Попович. И вскоре она уже атаковала вражеские корабли! 15 декабря 1942 года Григорий Данилович первым на Северном флоте выполнил ночную торпедную атаку, потопив в Варангер-фьорде транспорт водоизмещением до 6000 тонн. А всего за время службы на Северном флоте гвардии капитан Попович совершил 56 боевых вылетов, лично потопил три транспорта, один сторожевой корабль и ещё пять судов в составе группы, уничтожил и повредил 19 самолётов в воздушном бою и на аэродромах, создал 15 очагов пожара на аэродромах и военно-морских базах противника.

И Берлин бомбили!

Первым из фронтовых лётчиков-приморцев Героем Советского Союза (14 июля 1941) стал лётчик П.А. Бринько. Ему, участнику воздушных боёв у озера Хасан и на реке Халхин-Гол, вместе с Е.И. Преображенским и А.Я. Ефремовым (последнего перевели в ВВС Балтийского флота из 40-й авиаэскадрильи, стоявшей под Спасском-Дальним) командование поручило нанести бомбовые удары по Берлину уже через месяц после начала войны. И лётчики приказ выполнили.

Грозный счёт выставляли фашистам многие тихоокеанцы. Некоторых из них, как Г.Д. Поповича, М.В. Барташёва и М.И. Буркина, потом возвращали снова на ТОФ, чтобы они передавали свой боевой опыт необстрелянным лётчикам, но большинство воевало до Победы. Мастером торпедного удара был известен на Черноморском и Северном флотах И.Т. Волынкин, прибывший на фронт в ноябре 1943 года. Торпедами и бомбами уничтожал его экипаж корабли противника, разрушал вражеские порты и военные объекты. Офицер стал Героем Советского Союза.
«За личное потопление двух транспортов общим водоизмещением 13000 тонн, одного тральщика, одной баржи и личное участие в потоплении пяти транспортов общим водоизмещением 26000-27000 тонн, четырёх СКР, одного ТЩ, одного СКА, одной сухогрузной баржи, и проявленное при этом мужество, доблесть и геройство – вполне достоин высокой правительственной награды – присвоения звания Героя Советского Союза».
(Из представления к Золотой Звезде замкомандира 2-й эскадрильи гвардии капитана И.Т. Волынкина, подписанного командиром 36-го минно-торпедного авиаполка 5-й МТАД ВВС Северного флота Героем Советского Союза гвардии подполковником Ефремовым 16 октября 1944).
Среди Героев – и выдающийся советский лётчик генерал-майор Н.А. Остряков, чьё имя носит улица Владивостока на Первой Речке. С 1939 года он командовал авиабригадой, был замкомандующего ВВС Тихоокеанского флота. В октябре 1941 года лётчик прибыл в Севастополь, чтобы в самые тяжёлые для осаждённого города дни возглавить авиацию Черноморского флота. 30-летний генерал был не только талантливым военачальником, но и боевым лётчиком, рвущимся в бой. Его личный пример мастерски громить врага вдохновлял людей на подвиги, а тактическое и оперативное мышление по вопросам управления авиацией позволяли решать самые сложные задачи. Под руководством Острякова лётчики сбили в воздушных боях и сожгли на земле 546 самолётов, уничтожили и повредили 155 танков, 1522 автомашины, другие технику и объекты.

Сегодня морская авиация Тихоокеанского флота также несёт боевую вахту на океанских рубежах России. В последнее время лётчики ТОФ получают новую технику. Так, в декабре 2015 года морская авиация Тихоокеанского флота получила первый транспортник Ан-140-100. Вторая машина того же типа пополнила состав ТОФ совсем недавно. Кроме того, в 2015 году лётчики морской авиации ТОФ получили 4 самолёта Ил-38Н после проведённого ремонта и модернизационных мероприятий. Модернизированные версии Ил-38 получили возможность обнаруживать воздушные цели на дальности до 100 километров и вести наблюдение за подводными лодками в радиусе около 320 километров.

Подготовил Константин ЛОБКОВ

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Комментарии запрещены.