Кто на этот раз станет почётным гражданином Владивостока?

Нынешним номинантом на звание «Почетный гражданин Владивостока» президента страны Владимира Путина предложил депутат думы города Александр Приходько, и о себе время от времени напоминающий экстравагантными идеями. Об этом в «Дальневосточных ведомостях» (№7 за 17 февраля 201б года) поёрничал некто Сеня Рыков, пишет в «Утре России» Дамир Гайнутдинов, информирует «Тихоокеанская Россия».

До этого своей солидарности с ректоратом ДВФУ (а при принятии решения дума будет думать и о Миклушевском), своим номинантом назвавшего Илью Лагутенко, не стал скрывать коллега Василий Авченко («Новая газета во Владивостоке» №5 за 11 февраля 2016). Его «объективку» на Илью повторяю для себя и предлагаю своим читателям.

Обе газеты (считаю, что, по большому счёту, по духу своему наша в их компании) помогли вашему корреспонденту, да и то не сразу, решиться и самому высказаться на обсуждаемую тему. И вот почему.

Номер «Утра России» за 28 января открывался заметкой «Городу не будет стыдно». Вот и её содержание: «Совет ветеранов Советского района краевого центра предлагает его думе удостоить звания «Почётный гражданин города Владивостока» Василия Афанасьевича Осипенко, бригада которого ещё советского Владивостокского домостроительного комбината смонтировала более миллиона квадратных метров крупнопанельного жилья. И ещё одна цифра. Василий Афанасьевич — полный кавалер ордена «Трудовая Слава». У фронтовиков три ордена Славы приравнивались к званию Героя Советского Союза, у рабочих — к званию Героя Социалистического Труда».

Заметка мгновенно получилась из пространного представления Совета ветеранов, полученного накануне по электронной почте, а заголовок её — из-за того, о чём позже высказались и Сеня с Василием. Самому мне Василий Афанасьевич в рекомендациях не нуждался — за 12 лет собственной работы в системе Главвлади-востокстроя, а потом семь — в отделе строительства «Красного Знамени» с ним встречался, знал и видел в деле. Его и в прошлом году предлагали… Василию Авченко обидно за Лагутенко, мне обидно за Осипенко… Но совсем обидно стало, когда… в тот же день во «Владивостоке» был опубликован… некролог. Представляете?!.

От нас с коллегой, от наших симпатий ничего не зависит, как не зависит (!!!) и от всех горожан. Поэтому говорить есть смысл о самих претендентах на почётное звание и о тех, кто — паритетная комиссия и сама дума города -награждает им.

О поименно вышеназванных. Прошлогоднее непризнание Василия Афанасьевича, светлая уж теперь ему память, — это трагическое для страны обесценивание созидательного материального труда, на плодах которого благоденствуют при всей их значимости элиты, истеблиш-менты, богемы, интеллектуалы, интеллигенции, чиновники, законотворцы и прочая, прочая. Хоть тебе при социализме, хоть тебе при капитализме. На похоронах своего друга Энгельс сказал, что главное открытие в его учении то, что прежде всего человек должен быть сыт, одет, обут и иметь крышу над головой. И только потом — всё остальное.

Скажите мне, есть ли что дороже для всех нас, чем жильё? И прикиньте, скольких из нас осчастливил Василий Афанасьевич со товарищи?! И в каких условиях. Строитель всем нам создаёт комфортные условия жизни и труда, сам при этом, какие бы технологии и техника ни появлялись в отрасли, всегда начиная с того самого колышка, который всегда на пустыре, в слякоть и в стужу, в зной и распутицу. Всю жизнь свою нашей ради. Ради нее его вечно торопили, винили и ругали, но раньше и ценили больше, благодарили.

С Виталием Кирсановым, главным инженером краевого штаба студ-стройотрядов, ваш корреспондент познакомился в бытность свою командиром линейного ССО «Тайга» — 70-74 гг. Потом судьба свела с ним — заместителем начальника Главвладивостокстроя. Он курировал расконсервацию Павловского угольного разреза №2 в Новошахтинске. Шагаем по «железке», я ему — по подмышку, между шпал верба выше него уже вымахала. Человек он совершенно неначальственный, рассказывает, как его «скипидарили» на бюро крайкома партии. Это сейчас Виктора Павловича Ломакина представляют ангелом, а он бывал и жёстким, и жестоким.

Вышел, говорит Виталий, расстроенным вдребезги, а выручил один из руководителей Дальрыбы: «Не расстраивайся, нам слава, но рыбу съели и всё тут. А вам, куда ни глянь, ваши памятники. Навсегда».

Тогда же, там же запомнился генеральный директор «Приморскугля» Анатолий Васильевич Лисуренко. Земли там прекрасные, но после дождей непролазные. «ЗиЛки» с бетоном и раствором из поселка вязнут в них, бригады простаивают, а то же бюро не дремлет.

- Они для кого всё это делают, кому оно останется, — вразумляет Анатолий Васильевич своего начальника ОКСа — заказчика. — Немедленно повернуть БелАЗы с вскрышей на эту дорогу, поднять её. Что и было сделано. Отменно.

Позже Кирсанов был начальником Дальневосточного таможенного управления, его имя носит сегодня пограничный корабль, а Лисуренко забрали в столицу заместителем министра топливной промышленности.

Илью Лагутенко никогда живьём не видел, мне приятно, что он служил в армии, что окончил дорогой и для меня ДВГУ, что, в отличие от многих-многих, не забывает Владивосток. Надо считаться с многочисленными почитателями его искусства, но насчёт «галактики» и прославления родного города можно дискутировать. Я о другом.

Было оправдано его противостояние Сергею Дарькину, Василий тут бесспорно прав, но в случае с Анной Чулковой я написал-призвал Илью тогда поступить по-джентльменски. Пусть Осипенко и ее не знает «галактика», но должны знать и признавать мы. И сегодняшний «третий раз» выворачивается уже своей тщеславной изнанкой. Тем более что немало людей искусства принципиально против такого вот признания собственных талантов, отказывались от всевозможных званий.

Владимир Богомолов, автор романа «В августе сорок четвертого», не был членом Союза писателей СССР, а сколько стихотворных и прозаических графоманов в двух сегодняшних российских. Есть деньги — опубликуют, опубликуют — примут.

Один Народный артист СССР отчитывал за российское пристрастие и последующее поведение легендарного Петра Алейникова («Трактористы», «Александр Пархоменко», «Семеро смелых», «Большая жизнь», «Небо Москвы», «Конек-горбунок»), из-за чего он, в отличие от воспитателя, и не Народный артист. «Давай выйдем на улицу, — предложил ему Пётр Мартынович, — и увидишь, кто народный, а кто нет».

Борис Грызлов увековечил себя фразой «Госдума — не место для дискуссий». Сегодня очень даже уместной, но гордиться ли этим нам? Сергей Дарькин и Игорь Шувалов — знаменитые «иждивенцы» своих чертовски состоятельных жён. Удивляет мелочное тщеславие всех трёх этих крупных чиновников, входящих уже в разряд «государственных деятелей». Ведь в номинанты почетного звания их включают с их согласия. Письменного. Каково?! С грехом пополам могу ещё оправдать Сергея Михайловича, не мы же, а он 11 лет руководил краем, оставил Владимиру Миклушевскому практически с нынешним бюджетом, сам получив его мизерным.

Но что с того, что Борис Вячеславович родился во Владивостоке, а Игорь Иванович курировал подготовку его к саммиту АТЭС-2012?

Его подготовка и сегодня, через четыре года, аукается краевому бюджету недостроенными очистными сооружениями, гостиницами, дорогами. А сколько было воровства денег! Из-за гостиниц подзабыли про Театр оперы и балета. Тогда я написал, что хотел бы видеть того, кто напомнит Игорю Ивановичу о его обещании. О повелении строить пока на свои средства и об обещании вернуть потом больше миллиарда рублей из бюджета федерального. Мы же помним, как и на театр несколько раз скандально выделяли краевые деньги.

Игорь Иванович — куратор экономического блока правительства, давно объявивший, что экономика страны достигла своего дна. Комментарии излишни.

Ну и что касается президента, нахваливающего правительство.

- Вокруг почти любой персоны, претендующей на это звание, сегодня ведутся споры. Есть сторонники и противники. Я вот не сторонник Лагутенко. А по поводу Путина — мало кто будет спорить, что этот человек сделал для города больше, чем кто бы то ни было за последние 15 лет, — объяснился Александр Приходько.

Ну почему же? Спорим же, спорит же страна на кухне. Даже не спорим, а обсуждаем и многое осуждаем.

С президентом, представляется мне, будет то, что было и с его предшественниками. Когда он станет гражданином, как и мы сами. Как было со Сталиным, Хрущёвым, Брежневым и Горбачевым. Только бы не забывали и о хорошем.

Сейчас уместно вспомнить, что для Владивостока побольше, пожалуй, сделал Хрущёв, как, впрочем, и для страны, которую Никита Сергеевич вытащил из бараков. Было время, когда на въездной ростральной колонне с одной стороны были слова Ленина о городе нашенском, а с другой — Хрущева о нашем Сан-Франциско. Теперь ни того, ни другого. В этом и есть Россия, не помнящая родства.

Выбор почетного гражданина города — из дела приятного и радостного — не раз оказывался с нехорошим душком. По вине думы, ставящей точку в кампании. Поскольку сами горожане в ней не участвуют, её выбор должен быть максимально верным, для всех убедительным и приемлемым. Она же не раз меняла квоту. Отменяла запрет на выбор действующего чиновника. Всегда кому-то в угоду. То Дарькину, то Шувалову, теперь вот и про президента заговорили (чтобы что-то с них поиметь). Было время, когда в городе несколько лет не было и думы. Тогда мэры тащили своих.

Самым же ужасным запомнилось, как один претендент печатно в хвост и в гриву разносил другого, но сегодня оба в почетных.

А возможным примером на сегодня и будущее напомню, что, во-первых, баллотироваться в почётные граждане города могут претенденты, давшие на это письменное согласие. А во-вторых, запрет участвовать действующим чиновникам выполнил Валерий Розов в бытность свою председателем думы города. Будем считать это заявлением генерала-пограничника «Честь имею». Как когда-то и при отказе уступать российскую территорию при демаркации госграницы. Сегодня Валерий Михайлович — уполномоченный по правам человека в крае.

Дамир Гайнутдинов, «Утро России»

Лагутенко снова прочат в почетные владивостокцы

Илью Лагутенко — самого известного владивостокца в галактике — вновь выдвигают в почетные граждане города.

Решение принято на заседании ректората ДВФУ, высоко оценивающего вклад Лагутенко в «социально-культурное развитие Владивостока и воспитание подрастающего поколения». Университет направит необходимые бумаги в городскую думу, которая ко Дню Владивостока — 2 июля — присваивает почетное звание кому-либо из горожан или людей, так или иначе связанных с краевым центром Приморья.

Идея, конечно, правильная: Илья Лагутенко провел детство и юность во Владивостоке, здесь окончил школу и ДВГУ, служил на Рейнеке, создал группу «Мумий Тролль», прославившуюся далеко за пределами не только Приморья, но и России. Никогда не забывал о Владивостоке: посвятил ему немало песен, в том числе настоящий хит — «Владивосток две тыщи», включился в кампанию по защите амурского тигра, а несколько лет назад придумал и организовал во Владивостоке международный музыкальный фестиваль V-ROX. Короче говоря, нет другого человека, сделавшего столько же для популяризации города.

Тревожит другое: реакция думы Владивостока. Ведь Илью Лагутенко уже дважды представляли к этому званию. Первый раз — в 2010 году — вместо главного «мумий тролля» звание почетного гражданина Владивостока получил губернатор Сергей Дарькин (каким бы хорошим он ни был, награждать действующего чиновника и в каком-то смысле начальника — самый настоящий подхалимаж со стороны депутатов). Во второй раз, в 2011-м, «почетной» стала Герой Соцтруда, создатель знаменитого приморского «Птичьего молока» Анна Чулкова — безусловно, человек в высшей степени достойный. Но за Лагутенко всё равно обидно. Особенно если вспомнить, как легко звания почетных жителей Владивостока получили Грызлов и Шувалов. Таких владивостокцев и правда — поискать…

Или, как в сказке, третий раз — решающий? Увидим.

Хотя… «Знаешь, мне уже не важно», — спел когда-то Лагутенко. Он и так вписан навсегда в скрижали Владивостока. Что бы по этому поводу ни думали в городской думе.

Василий Авченко

Постскриптум

Нынешних лишь названных претендентов на звание почетного гражданина города, кроме Ильи Лагутенко и Владимира Путина, не знаю. Сам несколько лет назад называл (и сейчас остаюсь при своём мнении) Виктора Фёдоровича Васютина, педагога-балетмейстера, основателя хореографической школы во Владивостоке, своеобразной предвестницы Театра оперы и балета в городе, ученики которого славят родной город пусть не в галактике, а в России, балет которой и впрямь впереди планеты всей.

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Комментарии запрещены.