Политолог Марат Шибутов: элита воспринимает население России не как своё, а как временное явление

Россия и Казахстан не просто соседи. На постсоветском пространстве Казахстан на востоке и Белоруссия на западе — официально признанные главные партнёры России. Правда, со своими правилами в доме. В чём разница? Об этом казахский политолог Марат Шибутов рассказал Информационно-аналитическому порталу 365Info, информирует Тихоокеанская Россия, ТоРосс.

- Российская элита сейчас состоит из нескольких «призывов». Есть советская элита, есть — ельцинская, есть — путинская. Это три разные группы. А у нас элита одна — назарбаевская. Он ее строил и поэтому нет таких больших противоречий. К тому же у нас идет постоянная ротация. У нас несменяемый только один — начальник канцелярии президента. Но он непубличная фигура. Все остальные ротируются только так — три года, и все. Поэтому постоянный вопрос нового министра: «Что я должен сделать хорошего для страны?».

Плюс не надо забывать, что наша элита живет за счет экспорта, а у России — за счет экспорта и импорта. Поэтому они не дают жить россиянам. Создали гигантские торговые сети и давят всех подряд. У нас самая большая торговая сеть — 26 магазинов. То есть элита не живет за счет внутреннего рынка и поэтому дает населению вырасти. Например, в России Ассоциация интернет-торговли хочет снизить стоимость посылок из-за рубежа до 150 евро. Единственное, почему она этого не делает — позиция Казахстана. Потому что благодаря Таможенному союзу в Таможенный кодекс вошла казахстанская норма — 1000 евро. Наши понижения не хотят, потому что считают, что граждане Казахстана должны покупать нормальные товары — у нас ведь нет таких гигантских ритейлинговых сетей. Та же Казпочта только рада интернет-покупкам, потому что это обороты. «Почта России» говорит, что не хочет большого почтового трафика посылок, потому что не справляется. Это абсолютно идиотское оправдание. Плюс у вас есть ритейлеры, которые это все лоббируют. Причем они сосредоточены в основном в европейской части страны, но хотят перекрыть кислород и азиатской части, которая заказывает все с AliExpress. И уже два года только Казахстан не дает ограбить и унизить россиян, потому что наша элита на ритейле не зарабатывает.

Понимаете, если Россия ориентировалась на бюджетника, военного, силовика — это ядерный электорат, то Казахстан ориентировался на предпринимателя — человека, который сам что-то делает, сам вертится. Главное — ему не мешать и может быть чуть-чуть помочь.

У нас, например, никто не стреляет друг в друга. Зато в России уже два премьер-министра получили по 10 лет за коррупцию. Министров и вице-министров сажают. А в России борьбы с коррупцией нет, ротации — нет…

У нас — личные свободы, но меньше политических свобод. В России больше политических свобод, но меньше экономических. У нас больше денег можно заработать, но в России лучше социалка. Цены в России, кстати, высокие. В Новосибирске был — цены на 30 процентов выше, чем в Алматы. Причем, самое гнусное, в России кедровые орешки стоят дороже, чем в Алматы. Это значит, кто-то слишком много ест.

Когда омский бензин в Новосибирске стоит 36 рублей, а в Алма-Ате 31 рубль — кто-то же эту разницу кладет в карман?!

Мы маленькая страна, у нас маленький коридор возможностей. Глобально его поменять невозможно. Какая бы личность ни была, ей придется продолжать этот расписанный курс. «Стратегия 2050», десятилетний среднесрочный план, пятилетние планы ведомств. Отраслевые программы, программы развития территорий, трехлетний бюджет… Систему не изменишь. Она кого хочешь переварит.

Гораздо больше беспокоиться надо России, потому что в отличие от нас, нигде не записано, куда дальше вести Россию. Письменного плана нет. Что хотели строить? Капитализм? Социализм с человеческим лицом? Социал-демократию? Либерализм? Хотели дальше вести агрессивную политику? Что делать с Донбассом? Что делать с непризнанными республиками? Ни по одной из этих позиций у российской элиты нет хоть части записанного текста, который тем более был бы оформлен законодательно. Вот сейчас будут у вас писать «Стратегию 2030». Которую мы написали в 1997 году. А что туда запишут? Поворот в Китай?

Проблема России и экспертного мнения про тот же Казахстан — это ваша медиа-машина. Она стала вещью в себе. Самовоспроизводящийся организм, который не выполняет пожелания сверху. Он сам задает пропаганду, которая наверху заставляет принимать какие-то решения. И делает их заложниками этой пропаганды. Соответственно, что там — в медиа-машине — есть, то есть и в реальности. Казахстана там нет. Значит, Казахстана нет в политике России.

Китая нет, Монголии нет. Всех регионов России, которые восточнее Волги, ну ладно, Урала — нет в федеральной повестке новостей. Изредка появляются. В духе «в Барнауле бешеный козел забодал собаку». А, допустим, алтайцам крайне важна дорога в Монголию и Казахстан. Это кому-то интересно? То, что Оренбург — ключевой логистический центр по распределению фруктов из Средней Азии — кто-то об этом знает?

Как-то смотрел «Россию 24», так это была «Украина 24». Восемьдесят процентов всех новостей были чисто про Украину. Федеральная повестка — это Сирия, Украина, «гейропа» и США. Самое плохое, что ваши чиновники этой фигне еще и верят. У них сама повестка дня теперь упирается в теленовости. Соответственно, сибирские регионы должны прийти в российскую элиту. Только тогда на Сибирь в Москве обратят внимание. На этом фоне Казахстан кажется все дальше и дальше от России.

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Комментарии запрещены.