Болота в России под угрозой – День водно-болотных угодий прошёл, проблемы остались

На долю болот и других мелководных природных комплексов в России приходится около 15 % её площади. Многие десятилетия болота считали вредным «комариным царством». Сравнительно недавно люди осознали, что болота – наше богатство. Они поддерживают биоразнообразие, накапливают и постепенно отдают влагу, стабилизируют климат, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.

45 лет назад, в 1971 году была подписана Рамсарская «Конвенция о водно-болотных угодьях», чтобы сохранить ценнейшие экосистемы. Советский Союз ратифицировал Конвенцию, а Россия, как его правопреемник, взяла на себя обязательства по её выполнению. Правительство страны включило 35 территорий России в перечень водно-болотных угодий, имеющих международное значение.

Казалось бы, придание международного статуса должно повысить уровень защищённости территории, обезопасить её от попыток разрушения. Недаром в тексте Конвенции есть такие слова: «Каждая Договаривающаяся Сторона руководствуется сознанием своей международной ответственности за охрану, управление и рациональное использование ресурсов мигрирующих водоплавающих птиц как при определении первоначального перечня для Списка, так и при использовании своего права изменять перечень водно-болотных угодий, находящихся на своей территории и включенных в Список».

По оценкам ООН, более миллиарда человек в мире кормятся за счёт водно-болотных угодий. Речь идёт о рыбном промысле, выращивании риса и различных ремеслах. Однако сегодня многие из ценных водно-болотных угодий находятся под угрозой.

Дельта Волги в последние годы страдает от маловодья, а площадь тростниковых пожаров, происходящих по вине человека, увеличивается. В 2015 году большая часть дельты прогорела несколько раз, несмотря на героические усилия сотрудников Астраханского заповедника по борьбе с пожарами.

Аналогичная ситуация с дельтой Кубани (Ахтаро-Гривенская группа лиманов Азовского моря), где к пожарам добавляется деятельность по разведке и добыче нефти и газа.

Дельта главного притока Байкала – Селенги – также страдает от маловодья, усугубляющего последствия травяных и торфяных пожаров на огромных территориях, вызванных неконтролируемыми поджогами травы. Угрожают дельте и планы Монголии по строительству ГЭС на Селенге и её притоках.

Через Кургальский полуостров Финского залива (Ленинградская область) компания «Газпром» планирует проложить третью и четвёртую нитки газопровода «Северный поток». Это приведёт к разрушению уникальных природных комплексов полуострова, разрушит места обитания многих краснокнижных видов растений и животных.

На территории Псковско-Чудской приозёрной низменности идут сплошные лесные рубки. К примеру, по самому краю болотного массива «Чистый мох», который является местом обитания редких видов птиц, занесённых в Красную книгу России: беркута, орлана-белохвоста, скопы.

Бреховские острова в устье Енисея могут пострадать от реализации планов строительства нефтеналивного терминала Таналау. После этого большое количество танкеров будет проходить мимо уникальных территорий, угрожая аварийными разливами нефти.

Хочется надеяться, что в преддверии объявленного президентом 2017 «года экологии и Оособо охраняемых природных территорий», российские чиновники и бизнесмены откажутся от планов разрушения уникальных водно-болотных угодий России. Откажутся и на деле докажут, что соблюдение международных природоохранных конвенций – важная часть экологического и правового развития нашей страны.

Михаил Крейндлин,
эксперт Гринпис России

http://www.greenpeace.org/russia/ru/news/blogs/green-planet/blog/55451/

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Комментарии запрещены.