Как исключить различные махинации с квотами, которые как язва разъедают рыбную отрасль

У Росрыболовства едет крыша?

Росрыболовство может быть вновь выведено из-под контроля Минсельхоза и вернуться в прямое подчинение правительству, как это было до 2012 года. С чем связана необходимость в который раз менять систему управления ведомством, которое уже несколько раз входило и выходило из подчинения Министерства сельского хозяйства? И как это связано с новациями Росрыболовства, задаются вопросами наблюдатели, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.

Рыбаки считают, что избыточный контроль со стороны целого ряда структур, в том числе силовых мешают развитию отрасли. Убыток от нескоординированных действий регулятора предприниматели оценивают в 11 миллиардов рублей ежегодно. Рыба – это сезонный бизнес, то есть решения нужно принимать быстро и в режиме реального времени. А дополнительная структура в лице Минсельхоза была скорее бюрократическим тормозом, чем драйвером принятия решений. Кроме того, специалисты считают, что рыбная отрасль и сельское хозяйство по природе своей различны и требуют разных систем управления.

По предварительным прогнозам, курировать Росрыболовство, возможно, будет поручено зампреду правительства и полпреду президента на Дальнем Востоке Юрию Трутневу – именно на Дальний Восток приходится 75 % вылова всей российской рыбы, и здесь сосредоточено больше 70 % рыбодобывающего флота. Решение будет принято, скорее всего, в рамках заседания Госсовете по развитию рыбного комплекса, которое состоится в октябре и, скорее всего – во Владивостоке. Именно от этого заседания отрасль ждёт судьбоносных решений.

И второй вопрос на повестке дня, вокруг которого не утихают споры – распределение квот на вылов рыбы. Главная проблема участников обсуждения – как поделить государственный квотный пирог, чтобы «никто не ушел обиженным».

Сегодня уже ясно, что вопрос выделения квот «под киль» практически решён. Государству нужен новый рыболовный флот, а единственный стимул для рыбаков вкладываться в модернизацию и строительство судов – это квоты, которые получит новое крупнотоннажное судно, сошедшее на воду с российской верфи. Если такие квоты не выдавать, никто строить не будет. За последние 10 лет ни одного такого судна в России не построили, в основном приобретали подержанные импортные.

Чтобы сдвинуться с мёртвой точки и правительство, и вся структура управления государством, включая Госсовет, должны поддержать инициативу Росрыболовства о выделении квот «под киль». Какую долю и на каких условиях отдавать под новые суда – предстоит обосновать рыбному ведомству. Но уже понятно, что это должны быть новые суда, построенные в России, с высокой степенью локализации и квоты должны выделяться паритетно – половина от государства, половина «из кармана» судовладельца. Иначе нет смысла – мы уже когда-то «поддержали» судостроение Франции крупными заказами на «Мистрали», а «исторический принцип» так и не породил волну обновлений флота.

Компании, которые готовы строить на таких условиях, уже есть. Например, «Русская рыбопромышленная компания» (РРПК) – крупнейший в России добытчик минтая, недавно направила на имя президента Владимира Путина письмо, в котором заявила о своём намерении реализовать, совместно с «рядом крупнейших рыбодобывающих компаний» пилотный проект по строительству нового флота. В планах – 15 крупнотоннажных траулеров для рыбного промысла на Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне общей стоимостью около 60 миллиардов рублей, которые будут построены за счёт частных инвестиций. А гарантией реализации инвестиционных планов станет выделение до 300 тысяч тонн минтая в виде целевой квоты «под киль» в общем допустимом улове ежегодно, на ограниченный окупаемостью срок. То есть, тот же исторический принцип, но уже целевой, понятный. По данным 2015 года 300 тысяч тонн минтая – это около 17 % от его общего вылова. По оценкам РРПК, это станет дополнительной мотивацией со стороны государства, которая позволит реализовать проект по строительству крупнотоннажного флота.

Механизм довольно сложный, но вполне прозрачный: как только компания завершает строительство нового крупнотоннажного судна, за ним закрепляется дополнительная квота в размере 20 тысяч тонн минтая, это 50 % от необходимой для окупаемости судна квоты, на срок до 25 лет. Вторую половину выделяет судовладелец из уже имеющейся у него квоты, полученной на основании «исторического принципа». В любом случае, это пока единственное конструктивное предложение, выдвинутое и поддержанное рыбопромышленниками.

Среди опасений, которые возникают в процессе обсуждения механизма квот «под киль» – как исключить различные махинации с квотами, которые как язва разъедают рыбную отрасль. И этот вопрос также должен быть проработан на Госсовете – например, жёстко прописать степень локализации строительства судна в России, а также выдавать квоты «под киль» только тем компаниям, которые ловят собственными судами, имеют промысловую историю и осваивают квоты.

По словам нынешнего руководителя ведомства Ильи Шестакова, флот нужно обновлять и сделать это придётся. В рамках государственной поддержки на отечественных верфях будут строиться современные суда, «по которым будет определён совместно с Минпромторгом и уровень локализации, и необходимое наличие оборудования, и необходимая степень переработки». Также Илья Шестаков отметил, что можно продолжать развивать отрасль на старых мощностях, но тогда не получится увеличить отдачу от неё для российской экономики.

Надеюсь, что не пропадут, как водится у нас с хорошими инициативами, и другие предложения: субсидии на утилизацию старых судов, о которых писали не так давно, или строительство новых верфей и перерабатывающих рыбу предприятиях в рамках «Территорий опережающего развития» на Дальнем Востоке.

Понятно, что осуществить реформу целой отрасли в таких масштабах, и сделать это не за 10-15 лет, а всего за год-два, при существующем положении вещей Росрыболовство просто не в состоянии – решения надо принимать быстро, инициативы продвигать чётко, квоты распределять честно и целевым образом. Для этого пребывание под громоздкой структурой Минсельхоза, в основном занятой проблемами земледелия и крупного рогатого скота, явно не подходит.

Макс Фишман

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Комментарии запрещены.