АТР остаётся более привлекательным рынком для российских экспортёров угля

Добыча каменного угля в России в последние годы растёт, причём добычу наращивает не только основной угледобывающий регион – Кемеровская область, но и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, вклад этих регионов в объёмы экспорта становится всё весомее. Восточный вектор стал приоритетным и в экспорте угля: отправка его в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона растёт гораздо быстрее, чем в западном направлении, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.

Эксперты прогнозируют, что эти тенденции сохранятся в ближайшие годы, в результате чего произойдёт заметное смещение основных центров угледобычи на восток страны и трансформация структуры экспорта в пользу государств Азии. Оценки перспектив угледобывающей отрасли в целом оптимистичны, но эксперты предупреждают о возможном возникновении новых рисков в функционировании отрасли.

Динамика роста

По данным Росстата, в 2007-2013 годах добыча каменного угля в России выросла почти на 40 миллионов тонн и достигла уровня 280 миллионов тонн. В последние годы на каменный уголь приходится около 77-80 % всей угледобычи страны (352,1 миллиона тонн в 2013 году). Некоторое снижение добычи каменного угля в течение рассматриваемого периода наблюдалось в 2009 году, что было связано с мировым кризисом, в 2011 году докризисные объёмы добычи были восстановлены.

С максимального уровня 1988 года потребление угля в России в основных сегментах рынка снизилось в 1,4 раза. Основной причиной падения спроса на внутреннем рынке стала конкуренция с газом, цены на который регулируются, и, как следствие, постепенное замещение угля газом (так называемая «газовая пауза»).

В условиях стагнации внутреннего потребления угля основным стимулом наращивания добычи для угольных компаний стало увеличение экспорта. Эта тенденция проявляется на протяжении нескольких лет. Не был исключением и прошлый год, когда произошло падение объёма поставок угля на внутренний рынок на 5,1 %, которое было компенсировано ростом экспорта на 12,6 %.

Общий объём товарного экспорта каменного угля с 2007 по 2013 год вырос почти на 40 % и в прошлом году обновил исторический максимум – 140 миллионов тонн. Существенную долю в объёме экспорта (более 90 %) занимает энергетический уголь, объёмы поставок коксующихся углей в последние три года достаточно стабильны и сохраняются на уровне 12-16 миллионов тонн.

По экспорту угля в последние годы Россия уверенно занимает третье место в мире, но при этом сильно проигрывает лидерам – Индонезии (в 3 раза) и Австралии (в 2,5 раза). Россия также выступает импортёром угля: из Украины ввозится антрацит, а из Казахстана – каменный уголь.

Смещение добычи на восток

Уголь в России добывается в пределах нескольких бассейнов, рассредоточенных по всей стране. Крупнейшим бассейном по добыче каменного угля является Кузбасс. Кроме того, добыча каменного угля ведётся в пределах Печорского, Иркутского, Южно-Якутского, Минусинского угольных бассейнов. Наименее освоенным считается Улуг-Хемский угольный бассейн в Туве.

Основные мощности по добыче угля сконцентрированы в пределах нескольких компаний: на 8 компаний – СУЭК, «Кузбассразрезуголь» (входит в УГМК), «СДС-Уголь», «Востсибуголь», «Южный Кузбасс» (входит в «Мечел»), «Южкузбассуголь» (входит в Evraz), ХК «Якутуголь» и «Распадская» (на 82 % принадлежит Evraz) – в 2013 году пришлось порядка 65 % суммарной угледобычи в стране. Практически все крупные производители одновременно выступают и экспортёрами угля. Исключение составляет «Северстальресурс» – производитель, который, являясь частью структуры «Северстали», в основном обеспечивает свои внутренние потребности.

Отличительной особенностью отечественной угольной отрасли является избыточное количество разведанных угольных запасов, в связи с чем есть возможность выбора, какому угольному региону отдавать предпочтение в развитии на данном этапе.

Наиболее приоритетными для государства в плане наращивания производственного потенциала сегодня выступают районы Восточной Сибири и Дальнего Востока, в том числе Республика Тыва (Улуг-Хемский угольный бассейн, включающий Элегесткое, Межэгейское, Каа-Хемское, Чаданское и другие месторождения), Республика Саха (Якутия) (Эльгинское, Чульмаканское и другие месторождения) и Забайкальский край (Апсатское месторождение).

Одновременно в Кузбассе продолжают осваиваться перспективные месторождения Ерунаковского угленосного района, а также ведётся или предполагается новое строительство на Караканском, Менчерепском, Жерновском, Уропско-Караканском, Новоказанском, Солоновском месторождениях. В Республике Коми намечено новое строительство на Усинском месторождении.

По заявлению министра энергетики Александра Новака, Минэнерго в первую очередь намерено поддерживать инвестиции в новые центры угледобычи в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке за счёт адресной господдержки, инвестиционных налоговых льгот, и даже использования накопительной части пенсионных фондов и Фонда национального благосостояния. Предполагается, что новыми центрами угледобычи станут Эльгинское (Якутия), Межэгейское (Тыва), Элегестское (Тыва) и Апсатское (Забайкальский край) месторождения.

Экспорт с китайским акцентом

Главными направлениями вывоза российского угля традиционно являются Европа и Азиатско-Тихоокеанский регион, второстепенными – Ближний Восток и страны СНГ. Объёмы экспорта каменного угля в страны дальнего зарубежья с каждым годом увеличиваются, тогда как объёмы экспорта в страны СНГ остаются приблизительно на одном уровне (11-12 миллионов тонн в год).

Лидером среди стран-импортёров российского угля на протяжении многих лет была Великобритания, а с 2009 года им стал Китай. Помимо этих стран уголь из России покупают Республика Корея, Япония, Германия, Украина.

Самыми стремительными темпами растёт экспорт в КНР: только за 2007-2012 годы объёмы поставок в эту страну выросли более чем в 30 раз! Значительный рост экспорта в Китай стал возможен в первую очередь за счёт использования мощностей угольного терминала «Дальтрансуголь» (принадлежит ОАО «СУЭК»). Крупными поставщиками угольной продукции в Поднебесную выступают «Кузбассразрезуголь» и «Мечел», в распоряжении которых находятся также портовые мощности по перевалке угля на Дальнем Востоке.

Сейчас прирост объёмов экспорта угля на китайском направлении достигается не только за счёт роста перевалки через порты, но и за счёт увеличения поставок железнодорожным транспортом. В частности, в августе 2013 года был открыт новый пограничный переход Махалино – Хуньчунь, по которому «Мечел» начал поставки угля. На начальном этапе планируется ввозить в Китай до 2 миллионов тонн каменного угля в год, а в долгосрочной перспективе грузопоток может быть увеличен до 8-12 миллионов тонн. Руководство «Мечела» полагает, что открытие данного железнодорожного маршрута позволит компании диверсифицировать логистические направления и сократить сроки доставки угля.

Что касается других главных импортёров российского угля, то после провала в кризисные годы постепенно восстанавливает закупки Великобритания, которые, впрочем, пока далеки от прежних максимумов. В последнее время также существенно расширились отгрузки в Нидерланды, Японию, Украину и Турцию, при этом экспорт в Японию достиг рекордной величины. Одновременно значительно снизились поставки в Польшу.

Соотношение объёмов экспорта в западном (атлантический рынок и ближнее зарубежье) и восточном направлениях составляют примерно 60 и 40 процентов соответственно, при этом восточный экспортный грузопоток угля характеризуется гораздо более высокими темпами роста, что во многом связано с состоянием рынков Европы и Азии.

На европейском рынке в последнее время существенно обострилась конкуренция в связи с ростом импорта угля из США. Последнее, в свою очередь, вызвано «сланцевой революцией» в Америке, которая началась со второй половины 2000-х годов и позволила перейти от угольной генерации электроэнергии к газовой, а высвободившийся объём угля перенаправить на экспорт. Если в 2009 году США экспортировали в ЕС 28,5 миллиона тонн угля, то в 2013 году – уже 65 миллионов тонн.

Спрос на американский уголь в Европе поддерживается «ренессансом» угольной генерации в странах ЕС, а относительно низкие цены на него позволили Штатам занять существенную долю европейского рынка и потеснить других поставщиков энергоресурсов, в первую очередь Россию. По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), спрос на уголь в Европе сейчас близок к пиковым показателям, к 2017 году он снизится до уровня 2011 года, но показатели будут оставаться высокими.

В 2020 году, по мнению аналитиков СУЭК, спрос вырастет до 206 миллионов тонн. Иными словами, европейский рынок угля не содержит в себе существенного потенциала роста даже с учётом наблюдаемого повышения потребления угля в электроэнергетике.

На восточном рынке конкуренция тоже растёт. Происходит это главным образом из-за увеличения поставок угля из Австралии и Индонезии, а также из США. Так, недавно Америка начала поставки в Юго-Восточную Азию, куда раньше никогда его не возила. А в перспективе США заявляют о возможных поставках на экспорт до 200 миллионов тонн угля, причём и в Европу, и в АТР.

АТР остаётся более привлекательным рынком для российских экспортеров, поскольку его ёмкость и перспективы роста намного выше по сравнению с рынком Европы. Хорошую иллюстрацию ёмкости дают цифры по Китаю: сейчас эта страна потребляет 3,52 миллиарда тонн угля в год, что соответствует половине мирового потребления, а к 2020 году эта цифра, по прогнозу Китайской национальной угольной ассоциации, вырастет до 4,8 миллиарда тонн.

Одним из крупных, динамичных и выгодных для России рынков в этом регионе также является Индия: по оценкам аналитиков McCloskey, к 2017 году страна увеличит импорт коксующегося угля вдвое по сравнению с 2011 годом, а в 2020 году импортные поставки возрастут до 90 миллионов тонн.

Ложка дегтя

Вместе с тем, всё чаще говорится о негативных последствиях роста отгрузок угля в Китай и росте рисков. Связаны они в первую очередь с изменчивой стоимостью угля на мировом рынке. Существенные падения цен отмечались уже не раз, в результате чего угледобывающие компании, возможности которых в ведении ценовой войны сильно ограничены, были вынуждены работать практически без прибыли и не снижать объёмов экспорта (в противном случае они потеряли бы рынки сбыта на будущее).

При этом с ростом экспорта зависимость от конъюнктуры внешних рынков становится всё сильнее. Можно предположить, что при более существенном снижении цен Россия будет вынуждена отказаться от части объемов экспорта и ее место на рынке АТР начнут занимать конкуренты с существенно меньшим транспортным плечом, которые получают льготы на перевозку от государства (Австралия, Индонезия, Колумбия и ЮАР).

Интересно также отметить, что Китай, растущие аппетиты которого в отношении российского угля сейчас воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, в долгосрочной перспективе может превратиться в нетто-экспортёра угля и отказаться от поставок из России. Такой прогноз основан на наблюдаемом бурном развитии китайской угольной промышленности и планами КНР на обеспечение своей экономики собственным углём.

С другой стороны, как отмечают аналитики МЭА, одной из мер, применяемых Китаем сейчас, является развитие проектов, позволяющих перерабатывать уголь в жидкое топливо и синтетический натуральный газ. Это может поддерживать стабильный спрос на уголь.

Ещё один негативный фактор – перегруженность транспортной инфраструктуры. Из-за недостаточной мощности железной дороги, недостаточной приёмной способности портов, а также отсутствия системы управления логическими потоками на Транссибе постоянно возникают «пробки». По оценке портала expert.ru, совокупная пропускная способность железнодорожных переходов Сибири и Дальнего Востока сейчас составляет около 60 миллионов тонн в год (при перспективной потребности не менее 130-150 миллионов тонн). Если в ближайшее время экспорт вырастет хотя бы на 10-20 миллионов тонн, то железнодорожная сеть в буквальном смысле встанет.

Эксперты отмечают, что сегодняшние темпы строительства железных дорог явно не отвечают существующим (а тем более растущим) потребностям угледобывающей отрасли, причём быстрого и эффективного решения этой проблемы не предвидится. В связи с этим «пробки» на железнодорожных путях могут стать ограничивающим фактором для реализации экспортного потенциала отрасли на ближайшие годы.

Перспективы угольной отрасли

Долгосрочная программа развития угольной отрасли России на период до 2030 года была принята в 2012 году, но впоследствии в неё были внесены существенные корректировки, связанные в первую очередь с более масштабным перемещением центра угледобычи из Западной Сибири (Кузбасса) в Восточную Сибирь и на Дальний Восток. По новым прогнозам к 2030 году добыча угля в России должна вырасти до 410-460 миллионов тонн (325-430 млн тонн в прежнем варианте), а экспорт может увеличиться до 170-205 милионов тонн (против 170 млн тонн), в том числе в страны АТР – с 85 до 120 миллионов тонн. Поставки в западном направлении либо сохранятся на нынешнем уровне (84 миллиона тонн), либо сократятся до 60 миллионов тонн. При этом доля Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона в общей добыче российского угля увеличена с 26 до 40 процентов.

Основная тенденция развития угольной отрасли последних лет – устойчивый рост экспортных поставок при сокращении объемов внутреннего потребления – в ближайшее время должна переломиться. В долгосрочной программе развития отрасли поставлены задачи постепенного расширения внутреннего рынка угля за счёт угольной генерации в энергетике и ЖКХ при сокращении потребления природного газа внутри страны. Вместе с тем, в скорректированном варианте оценки роста внутреннего рынка более скромные: 199-210 миллионов тонн (220 миллионов тонн ранее). Иными словами, внутренний рынок, даже при условии возобновления роста, вряд ли станет локомотивом развития угольной отрасли.

Двигателем роста угольной промышленности России по-прежнему будет экспорт, и в этом плане прогнозы развития мирового рынка для нашей страны вполне благоприятны. Так, по прогнозу агентства Wood Mackenzie, к 2020 году потребление угля в мире достигнет 4,5 миллиарда тонн нефтяного эквивалента и опередит объёмы потребления нефти (4,4 миллиарда тонн). Основную роль в повышении спроса на уголь в будущем, по мнению исследовательского агентства, сыграют Китай и Индия, причём на Китай будет приходиться две трети роста потребления угля.

Согласно «Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года», три четверти экспортных поставок угля из России осуществляется через российские порты, 1/4 – через порты Украины и стран Балтии. Основные объёмы перевалки угля в России сейчас приходятся на четыре порта: Восточный – 21,8 миллиона тонн (24 %), Усть-Луга – 15,7 миллиона тонн (17 %), Ванино – 13,5 миллиона тонн (15 %), Мурманск – 11,7 миллиона тонн (13 %).

К 2030 году объём российского угля, отправляемого на экспорт морским путем, по инновационному варианту Стратегии, составит 166 ммллмона тонн – то есть, по сравнению с уровнем 2012 года, вырастет почти в 2 раза. Наибольшие темпы прироста будут характерны для Дальневосточного и Азово-Черноморского бассейнов, наименьшие – для Балтийского и Арктического бассейнов.

Галина Музлова

Морские порты №2 (2014)

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Комментарии запрещены.