
Жизни амурского тигра угрожают сильнейшие снегопады, которые прошли и ещё повторятся на Дальнем Востоке, бьют тревогу эксперты WWF, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
В результате аномальных снегопадов в ноябре-декабре прошлого года огромное количество животных Хабаровского и северной части Приморского краев попало в беду. Только за два дня в начале декабря выпала двухмесячная норма осадков, завалив тайгу снегом метровой глубины. Между тем, 30-сантиметровая глубина снежного покрова критична для косули и пятнистого оленя, для кабана и изюбря – 40-50, для лося – 70 сантиметров. Таким образом, уже сейчас налицо катастрофа. В отдельных местах зафиксированы случаи гибели молодняка. А впереди ещё традиционные для Дальнего Востока мощные снегопады в феврале и марте.
Глубокоснежье значительно ограничивает перемещения диких копытных для поиска пищи. Как правило, они спускаются с гор, концентрируются в речных долинах и довольно быстро уничтожают доступный веточный корм. Кроме этого, в нелёгкий для животных период активизируются браконьеры, легко настигая добычу на снегоходах и автомобилях.
Глубокие снега влияют не только на судьбу копытных, но и на благополучие хищников. «Тем тиграм, на участках которых сконцентрировались копытные, живётся комфортно. Найдя табун кабанов, тигр становится его «пастухом», – говорит заместитель директора Амурского филиала по связям с общественностью Василий Солкин. – Тропу для табуна в глубоком снегу прокладывают взрослые. А поросята идут сзади по дну образованной взрослыми траншеи. В попытке уйти от погони поросёнок выскакивает из траншеи и мгновенно тонет в снегу. Так что тигру остаётся только «встать в колею» и регулярно подбирать себе на обед поросёнка, замыкающего колонну табуна».
А вот тем тиграм, угодья которых покинули копытные, уже пришлось нелегко. Чтобы не растратить драгоценные калории в сугробах, в поисках пищи эти тигры вынуждены использовать построенную человеком инфраструктуру: лесовозные дороги, снегоходные тропы, железнодорожное полотно. Таким образом, риск нарваться на браконьерскую пулю резко возрастает.
В случае массовой гибели копытных тигры едят погибших животных, поэтому снежная зима не представляет для них угрозы. Трагедия случится следующей зимой, когда есть тиграм будет просто нечего: восстановление численности копытных до нормы может растянуться на десятилетия.
Чтобы спасти от голодной смерти хотя бы ядро популяции копытных, нужны экстренные меры. Требуется организация и проведение биотехнических мероприятий. Необходимо найти и закупить корма, создать в тайге подкормочные площадки, а также произвести подрубку кормовых деревьев, чтобы увеличить количество доступного веточного корма.
Однако эти меры приведут к концентрации животных в определённых и доступных для транспорта местах. Эти места, как магнитом, притянут к себе браконьеров. Следовательно, потребуется усиленная и постоянная охрана таких площадок. Потребуется транспорт, по проходимости не уступающий браконьерскому.
Всемирный фонд дикой природы уже выделил порядка 400 тысяч рублей на спасение копытных. В ряде модельных охотничьих хозяйств уже стартовала подкормка и усиленная охрана угодий. Однако это – менее 10 % площади ареала амурского тигра. И чтобы охватить хотя бы самые значимые и важные местообитания тигра за пределами модельных хозяйств Фонду потребуется ещё как минимум 1 миллион рублей.
WWF России запустил экстренный сбор средств на помощь зверю, занесённому в Красную книгу. Помочь может любой желающий. Для этого достаточно отправить SMS со словом «тигр» на номер 3443. Стоимость одного сообщения – 100 рублей. Кроме того, пожертвование можно сделать на сайте wwf.ru/sostiger.
Опыт предыдущих лет
В конце 1980-х годов в результате глубоких снегов уже имела место массовая гибель копытных. В отдельных районах Приморья и Хабаровского края смертность достигла восьмидесяти процентов, а местами и выше.
«Мне довелось участвовать в экспедиции и исследовать результаты тех завальных снегопадов, – вспоминает координатор программы Амурского филиала WWF России по сохранению биоразнообразия Павел Фоменко. – Это было страшно. Вся долина большого притока Бикина – реки Амба – превратилась в сплошное кладбище. Практически никто не уцелел – ни косули, ни кабаны, ни изюбры».
Следующей зимой тигры массово хлынули в населённые пункты, потому что собаки, коровы и лошади оказались единственной пищей для них. Только по официальным данным, в процессе конфликтов с человеком тогда было убито свыше тридцати тигров.