
Состояние, тенденции и безопасность атомной энергетики России, как ни странно, обсудили в Норвегии – на прошлой неделе в Осло прошёл совместный семинар «Беллоны» и Росатома, на котором обсуждались такие вопросы как состояние атомных объектов (в первую очередь, на северо-западе России), обращение с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, повышение безопасности объектов, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
Особое внимание собравшиеся уделили продолжению сотрудничества Норвегии и России в области ядерной и радиационной безопасности, а также участию гражданского общества в принятии решений по данным вопросам.
Сегодня в России работает 10 атомных электростанций (33 блока), которые производят 16 % всего электричества в стране. Из 33 блоков 19 работают с продленным ресурсом, а четыре АЭС – с повышением мощности.
«Это не российское «ноу хау», многие страны так делают, но Беллону настораживает тот факт, что российские атомные станции работают с повышением мощности и продлённым ресурсом», – отметил председатель правления ЭПЦ «Беллона» Александр Никитин.
Одной из российских АЭС, экспериментирующей с повышением мощности реакторов, является Кольская АЭС, расположенная в Мурманской области, которая является «профицитным» энергетическим регионом – Кольская АЭС работает на 60 % от своей мощности, а гидростанции – меньше, чем на 40 %. Энергию просто некуда девать из-за отсутствия серьёзных потребителей.
АЭС ваша, отходы наши
До 2020 года Росатом планирует построить девять атомных электростанций. Кроме того, на 1 декабря 2014 года в портфеле Госкорпорации было 27 межправительственных соглашений на строительство 27 блоков за рубежом. В списке стран, в которых Росатом собирается строить атомные блоки, Турция, Финляндия, Иордания, Индия, Бангладеш, Китай, Вьетнам, Венгрия, Армения.
«Такое количество соглашений связано с тем, что Россия обязуется забирать отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) с АЭС, построенных ею за рубежом, к себе. Ни одна страна так не поступает, кроме России», – отметил Никитин.
Часть отработанного ядерного топлива с зарубежных реакторов, построенных в СССР, транспортируется в Россию через порт Мурманск. По словам секретаря Общественного совета Росатома по безопасному использованию атомной энергии в Мурманской области Сергея Жаворонкина, с 2008 года по сентябрь 2014, через Мурманск было безопасно перегружено 70 контейнеров с ОЯТ с иностранных реакторов. Тот вопрос, что отработанное ядерное топливо не всегда перевозится безопасно (судно «Пума», разгрузив контейнеры в Мурманске, на обратном пути едва не затонуло), и не всегда судами, которые для этого предназначены, Жаворонкин назвал «риторическим»: «Хорошо, что авария случилась «после», а не «до». А то, что судно «Пума» – старое, – это риторический вопрос.
Что делать с ядерными отходами
По состоянию на 2013 год в России уже накоплено около 24 000 тонн отработанного ядерного топлива. 11 реакторов РБМК-1000 производят 550 тонн ОЯТ в год. В пристанционных хранилищах АЭС с реакторами РБМК-1000 по всей стране сейчас хранится 13 000 тонн ОЯТ.
11 реакторов ВВЭР-1000 производят 230 тонн ОЯТ в год. Ими наработано уже 6 800 тонн ядерных отходов. Шесть реакторов ВВЭР-440 вырабатывают 87 тонн ОЯТ, которое в дальнейшем перевозится на завод «Маяк» в Челябинской области. Так же поступают с 3,7 тоннами ядерных отходов, наработанных реакторами БН-600.
«Отработавшее ядерное топливо – это большая проблема всех ядерных стран. Что с ним делать не знает никто. Эта огромная проблема не решена нигде в мире, в том числе в России», – подчеркнул Никитин.
Анна Киреева,
enwl.bellona@gmail.com