
Ситуация с мором рыбы на озере Удыл тяжёлая
Хабаровские рыбаки-любители столкнулись с фактами массовой гибели щук в окрестностях посёлка Николаевка. Многие из них вылавливают рыбу — щуку и змееголова — в язвах, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс
Такие уловы вызвали бурное обсуждение в соцсетях на различных форумах. Наличие язв на теле рыб многим напомнило события 2006 года, когда до Хабаровска дошло бензольное пятно после аварии на химзаводе в Китае. Тогда рыба тоже болела. Но сейчас-то никакого пятна нет, подчёркивает краевая газета «Тихоокеанская звезда».
Среди некоторых рыбаков-любителей появилась такая версия: во всём виноваты фермеры, которые нанимают китайских рабочих, использующих специфичиские удобрения. Пестициды могут смываться дождями с полей и попадать в протоки.
Чтобы установить точную причину гибели рыбы, нужны совместные исследования микробиологов и гидрохимиков. Пока же некоторые специалисты рыбного дела советуют не рыбачить в окрестностях населённых пунктов, особенно рядом с сельскохозяйственными угодьями, на которых возможно применение различных удобрений.
Прокомментировать ситуацию «Тихоокеанская звезда» попросила заведующего лабораторией биоресурсов Амура Хабаровского филиала ТИНРО-Центра Андрея Шмигирилова.
-У рыб в реках бассейна Амура сегодня наблюдается инфекционная болезнь — псевдомоноз, - сказал он. - Болеют им карпы, караси, тостолобы, белые амуры и даже аквариумные рыбки. Передаётся псевдомоноз через воду, жабры, кожные покровы, и разносчиком болезни является заболевшая рыба. Вызывают её бактерии, причём только тогда, когда создаются определённые природные условия.
Нынешняя вспышка заболевания, как предполагает учёный, возникла оттого, что на Амуре (да и малых реках) сложился низкий уровень воды, а температура её, наоборот, высока. К тому же в воде, как правило, низкий уровень кислорода, вследствие чего у рыбы ослаблен иммунитет.
Болезнь эта действует, в первую очередь, на хищных рыб, тех же щук.
У щук три предыдущих года рождалось урожайное поколение — их численность превысила все возможные нормы. И концентрация её в водоёмах была столь высока, что превышала допустимые для стабильного развития популяции нормы. Пищевая конкуренция, нехватка кислорода, повышенная температура воды и снижение иммунитета сделали своё дело: сегодня рыбаки видят эту угрожающую картину.
- Кстати, рыб семейства карповых — карася, сазана — псевдомоноз в этом году почему-то не затронул, - заметил Андрей Шмигирилов. - Когда изменится ситуация? Когда уровень воды поднимется, а температура значительно понизится. Погибшую рыбу съедят другие хищники, бактерии перестанут размножаться, и болезнь уйдет.
Ещё один специалист, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник МГУ Владимир Мастеров много лет проводит мониторинг популяций рыбоядных хищников и их продуктивности в связи с изменением различных факторов. Наши корреспонденты взяли у него интервью.
- Владимир, вы три недели вели исследования. Наблюдали гибель рыбы?
- Да, на каждые 30 метров приходится мёртвая щука. Подчеркиваю, что щука, потому как это — хищник, а именно на хищниках сильнее всего сказывается ухудшение экологической ситуации. Среди мёртвых рыб встречались даже экземпляры весом до трёх-четырёх килограммов! Чем крупнее рыба, тем выше уровень интоксикации. Стараюсь ежегодно приезжать на Удыль, но за последние 10-15 лет такого мора рыбы не видел.
- Вы считаете, что гибель рыбы обусловлена природными факторами?
- Мор рыбы может происходить по естественным причинам: суровая зима, малая вода, низкое содержание кислорода… Но это признаки весеннего мора, а для осени это слишком необычно. Кроме того, я был на озерах Кади и Иркутское, которые расположены выше по течению Амура, по правому берегу. В этих озерах мор рыбы не наблюдается. Если бы причиной было только необычно тёплое лето, то картина в озерах была бы сходной. Очевидно, на Удыле создались специфические негативные условия — не исключено, что это связано с загрязнением. Водная среда обеспечивает наилучшие условия для биоаккумуляции загрязняющих веществ: здесь обитает бесчисленное множество микроорганизмов, фильтрующих и пропускающих через себя огромное количество воды, извлекая при этом токсиканты, которые передаются по пищевым цепочкам, при этом хищники высшего уровня пищевой цепи накапливают загрязняющие вещества в наибольшей степени.
- На озере Удыль вы изучали хищных птиц. Может ли мор рыбы сказаться на пернатых?
- Конечно, рыба и птицы, которые её поедают, — звенья одной пищевой цепи. Рыбоядные хищные птицы, такие, как орланы, являются биологическими накопителями ионов тяжёлых металлов и могут служить биоиндикаторами среды обитания. Существуют традиционные биотоксиканты, такие, как тяжёлые металлы, хлорорганические соединения и ароматические углеводороды. Все эти вещества могут накапливаться в пищевых цепочках. Тяжёлые металлы даже в малых дозах нарушают нормальные метаболические функции организма. Отравление хлорорганическими соединениями (пестицидами) приводит к истончению скорлупы и гибели эмбриона. Загрязнение углеводородами приводит к появлению уродств, нарушению иммунной системы и снижению способности птиц к размножению. Подчеркиваю, это общая информация. Ситуация на Удыле тяжёлая — мор рыбы, наличие на ней язв — это тема для серьёзных исследований, но они станут возможными только после результтатов экспертизы. Точечные пробы воды и биоматериала на тяжёлые металлы были взяты из озера Удыль и его притоков. Результаты анализов будут известны позже.
Подготовили А. Степанова, Наталья Платошкина,
Семён Николаев