
Новое правительство сформировано в Японии. В обновлённом кабинете почти треть министерских постов заняли женщины. При этом ключевые министры сохранили свои места. По мнению экспертов, решение премьер-министра страны Синдзо Абэ — попытка заручиться поддержкой женского электората: уже в конце этого года правительству придётся вновь прибегать к «антинародным мерам» в борьбе с экономическим кризисом, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
В среду, 3 сентября правительство Японии в полном составе подало в отставку. На экстренном заседании премьер-министр Синдзо Абэ лично собрал соответствующие заявления от министров. Уже через несколько часов генеральный секретарь кабинета министров Ёсихидэ Суга зачитал новый список. Официальные полномочия правительство получит после церемонии утверждения императором Японии Акихито.
Премьер Абэ решил, что в новом правительстве должно быть больше женщин, объяснив это необходимостью «активизировать роль женщин в политической и экономической жизни страны». В итоге министерские портфели получили пять представительниц прекрасного пола. Им достались министерство по проблемам удерживаемых в КНДР японских граждан, министерство экономики и промышленности, министерство общенациональных дел и коммуникаций, министерство по делам науки и технологий, а кроме того, что неудивительно, министерство по делам женщин, отвечающее также за административную реформу и рождаемость.
«У Абэ уже очень давно присутствовал тезис, что женщины — это резерв японской экономики. Особенно в условиях, когда она переживает значительные трудности. Но в Японии до сих пор присутствует сексизм. В японском парламенте женщины занимают всего 10 процентов. Абэ обещал и здесь со временем эту цифру увеличить. В местном менталитете женщины находятся на вторых ролях. Например, за ту же работу, что и мужчины, они получают меньшие деньги. Кроме этого, в Японии недостаточно развита сеть детских социальных учреждений, поэтому женщинам долго приходится сидеть дома и нет возможности делать карьеру», — рассказал изданию «Газета.Ру» руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов.
Но прежде всего, по мнению эксперта, это «попытка заработать политические очки — заручиться поддержкой женского электората».
«До самого последнего времени женщин во власти было очень мало, но, поскольку теперь достаточное количество женщин вовлечено в трудовой процесс, они хотят быть представлены и в парламенте, и на уровне правительства», – говорит японист Александр Мещеряков.
Между тем свои посты сохранили наиболее близкие к Абэ политики-мужчины: заместитель премьера, министр финансов Таро Асо, генеральный секретарь правительства Ёсихидэ Суга, министр по делам восстановления экономики Акира Амари, министр иностранных дел Фумио Кисида, министр государственных земель, транспорта, инфраструктуры и туризма Акихиро Ота, министр образования, культуры, спорта, науки и техники Хакубун Симомура.
Свой пост сохранил и министр иностранных дел Японии Фумио Кисида, а значит, внешнеполитический курс Японии, в том числе в отношении Россией, вряд ли изменится.
Перестановки произведены на фоне целого ряда проблем, как во внутренней, так и во внешней политике. В частности, правительство Абэ в очередной раз столкнулось с необходимостью повысить потребительский налог. Ещё в конце 2013 года премьер-министр Японии заявил, что он будет увеличен на 3 %, до 8 %. По оценкам правительства, повышение налога только в следующем финансовом году (с 1 апреля 2014 по 31 марта 2015 года) принесет государству доход в 51 миллиард долларов. Однако уже тогда многие эксперты прогнозировали негативное влияние этого решения на экономику страны из-за возможного спада потребления, не до конца восстановившегося после кризиса 2008 года.
«Абэ уже заявил, что в конце года этот налог будет повышен ещё, с 8 до 10 процентов. А значит, что ему уже сейчас нужно заручиться поддержкой в этой связи политических кругов, правительства и, как следствие, общества, которое в последнее время всё больше заявляет о своём недовольстве, называя эти меры антинародными. Примечательно, что Абэ сохранил прежнего министра финансов, а это значит, что финансовая политика остается неизменной».
Кроме этого, довольно острый характер приобрели в последнее время территориальные споры Японии с Китаем и Южной Кореей. Предметом разногласий между Токио и Пекином является группа островов в Японском море, ценности которым придают сразу три фактора: расположение, позволяющее контролировать южную акваторию Японского моря и выход в Восточно-Китайское море через Цусимский пролив, наличие крупных запасов нефти и газа, а также морских биоресурсов. В территориальном споре между Японией и КНР Токио продолжает отстаивать своё право на острова Сенкаку Сёто, включающие в себя пять необитаемых островов и три рифа общей площадью около 6,32 квадратных километра.
«Здесь у Японии сегодня действительно ситуация сложная: невозможность наладить диалог с Китаем и КНДР. Да и с Россией сейчас отношения складываются не очень в свете украинских событий. Так что и здесь поддержка новых слоёв очень востребована», — продолжает эксперт.
Однако, по словам Кистанова, никаких кризисных явлений в нынешней перестановке искать не стоит. «Для Японии вообще характерны такие перетряски. Предыдущие кабинеты министров держались не более года. Нынешний выстоял год и девять месяцев. Да и сам Абэ продержался более полутора лет. Это тоже рекорд за последние 7–8 лет. Сейчас премьер всё больше укрепляет свои позиции, а его курс будет продолжен».
http://www.gazeta.ru/politics/2014/09/03_a_6201285.shtml