Во Владивостоке представили документальный фильм о японских военнопленных «Доси Старин банзай! История человечности» (видео)

В Приморской краевой публичной библиотеке имени А.М. Горького с аншлагом прошел показ документального фильма «Доси Старин банзай! История человечности», посвященного малоизученной и деликатной странице общей истории России и Японии – судьбе японских военнопленных в Приморье после окончания Второй мировой войны, информирует «Тихоокеанская Россия».

Картина, созданная творческой группой приморских энтузиастов к 80-летию Великой Победы, не только восстанавливает историческую справедливость, но и предлагает зрителю задуматься о вневременных ценностях человечности и благодарности. Презентация проекта превратилась в настоящую общественную дискуссию с участием историков, краеведов и родственников тех, кто стал героем этой уникальной летописи.

Первоначальное название фильма могло вызвать недоумение. «Когда автор сценария Сергей Кожин предложил нам этот материал, я прочитал название и подумал: что это за странная японская цитата о Сталине?» — рассказал сотрудник библиотеки Сергей Семенов.

Однако кульминация ленты стала для создателей и зрителей настоящим откровением. Финальные кадры, где японские солдаты искренне благодарят жителей Советского Союза, удивила аудиторию. Из-за фонетических особенностей японского языка, в котором отсутствует звук «л», фамилия «Сталин» трансформировалась в сердечное «Старин!». Эта лингвистическая особенность стала мощным символом всего фильма – несмотря на ужасы войны, отличия в идеологиях и языковой барьер, простое человеческое «спасибо» находило путь от сердца к сердцу.

Одной из самых пронзительных историй, прозвучавших в фильме и в ходе обсуждения, стала судьба одного японца. Его отец прошел через лагерь для военнопленных на станции Известковая и, вернувшись на родину, завещал сыну помогать России и продвижению знаний о ней. Сын исполнил этот наказ, организовав финансовый фонд для поддержки японского направления в одном из вузов Владивостока.

Дважды в год он лично приезжал во Владивосток, привозил деньги – тогда это еще можно было делать, в конвертах, рассказала жительница Владивостока. На заседании кафедры решали, кому из лучших студентов или преподавателей вручить эту стипендию. Этот удивительный пример показывает, как трагический опыт плена, вопреки всему, породил уникальную традицию благодарности и гуманитарного сотрудничества, длящуюся уже несколько десятилетий.

Отдельная и весьма масштабная часть повествования посвящена практическому вкладу японских военнопленных в развитие Приморья. Как отметили авторы, ссылаясь на книгу «Японская мозаика Владивостока», труд военнопленных был использован на строительстве десятков ключевых объектов Владивостока и края. Среди них — Театр молодежи во Владивостоке, жилые дома в краевом центре, Артеме и Находке…

Важно внести уточнение: люди порой буквально воспринимают фразу «японцы построили». Безусловно, они были рабочей силой, но архитекторы, проектировщики, инженеры – все были советскими специалистами. Это важный нюанс, который позволяет видеть картину целостно. Между тем, многие из этих зданий и сегодня остаются не просто памятниками эпохи, а жилыми домами и социальными объектами.

Идея создания картины родилась не на пустом месте. Как рассказал автор сценария Сергей Кожин, толчком послужили участившиеся в японских СМИ заявления о жестоком обращении с военнопленными. Ответом на этот вызов стала кропотливая работа в архивах, в том числе в ведомственных, где хранятся подлинные документы той эпохи – личные дела, переписка, отчеты.

«Нам предоставили доступ к уникальным материалам, в том числе к реальным письмам японцев, которые они писали домой и получали от родных. Это не сухие строчки, это человеческие эмоции и судьбы», — поделился Кожин.

Создатели подчеркивают, что их цель была не в официозной пропаганде, а в показе исторической правды, какой бы сложной она ни была. «Мы хотели сделать материал, связанный именно с Дальним Востоком, где была поставлена точка во Второй мировой войне. Да, мы победители, но нам было важно показать и человечность нашей страны. Отношение к японским военнопленным здесь, на Дальнем Востоке, было иным, оно было по-доброму», — отметила режиссер проекта Полина Неверова.

Живой отклик зрителей, которые после показов делились собственными семейными историями, связанными с тем временем, подтвердил – тема оказалась востребованной и глубоко личной для многих дальневосточников.

«Я не ожидала, что у каждой семьи здесь есть такая история. Подходили люди, рассказывали о своих родителях, бабушках и дедушках, которые помнили тех японцев. Это была не вражда, а какое-то иное, человеческое взаимодействие», — поделилась впечатлениями Неверова.

Не исключено, что у фильма будет продолжение, посвященное такой теме, как «Япония во Владивостоке». Речь пойдет не только о периоде войны, но и о более ранних и поздних этапах взаимодействия, о том уникальном азиатском колорите, который во многом сформировал архитектурный и культурный ландшафт столицы Приморья. Планируется показать здания в Артеме и Находке, также построенные с участием японских специалистов, и рассказать о других следах, которые японская культура оставила в регионе.

Презентация фильма стала не просто отчетом о проделанной работе, а значимым общественным событием, всколыхнувшим интерес к локальной истории и напомнившим, что даже в самых суровых условиях человеческое достоинство и взаимное уважение способны оставить след, который переживает десятилетия.

Фильм «Доси Старин банзай! История человечности» создан ГТРК «Владивосток» к 80-летию со дня окончания Второй мировой войны на основе рассекреченных архивных документов и воспоминаний очевидцев. Премьера фильма состоялась в сентябре Года 80-летия Победы над милитаристской Японией на каналах «Россия 1», «Россия 24» и «Восток 24». Вместе со зрителями в просмотре фильма участвовали участие режиссёр документальной ленты Полина Неверова, автор сценария журналист Сергей Кожин, консультант, кандидат исторических наук Зоя Моргун.

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Комментарии запрещены.