Влияние пандемии коронавируса на российскую угольную отрасль, судя по всему, пока является смешанным, а возможное негативное влияние на добычу будет иметь отложенный эффект. По данным на начало марта, отгрузки угля из Кузбасса идут как минимум без снижения, что подтверждают и источники «Коммерсанта» в угольных компаниях. Однако ситуация может измениться по мере снижения цен на газ в долгосрочных контрактах в Европе и Азии вслед за нефтью. Это ослабит позиции угля в межтопливной конкуренции в электрогенерации, информирует «Тихоокеанская Россия».
Пандемия коронавируса пока не оказала значительного влияния на экспорт из ключевого российского угольного региона — Кузбасса, говорят собеседники “Ъ” в угольных компаниях. По словам одного из них, производители не сталкиваются с затовариванием и не снижают объем производства. Это подтверждают еще два собеседника в крупных угольных компаниях.
Отраслевые собеседники говорят, что на отгрузки гораздо больше влияет наличие возможности перевозки угля по железной дороге до портов российского Дальнего Востока, чем поведение зарубежных покупателей.
Если уголь будет доставлен до портов, то найти на него покупателя так или иначе удастся. По словам собеседников, поставки в Китай по железной дороге практически невозможны, зато открыты через море. Подавляющая часть экспортных поставок идет по долгосрочным контрактам, заключенным заранее, и отказов покупателей от их исполнения не было, говорят источники “Ъ”.
Согласно данным департамента угольной промышленности Кузбасса, на 1 марта запасы угля на промежуточных, прирельсовых складах, в бункерах обогатительных фабрик составляли 22,6 млн тонн, что на 9,2% больше, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года. Однако в сравнении с январем (23,6 млн тонн) и февралем (23 млн тонн) этого года наблюдается снижение.
Вывоз угля из Кузбасса на экспорт в восточном направлении составил в феврале 4,1 млн тонн, что на 258 тыс. тонн меньше, чем год назад, и на 300 тыс. больше, чем в январе.
По словам собеседников “Ъ”, отдельные производители Кузбасса останавливали добычу на несколько недель в феврале, чтобы снизить складские запасы, но это единичные случаи. Источники “Ъ” в крупных угольных компаниях напоминают, что подавляющая часть экспортных объемов продана по долгосрочным контрактам и пока никто из покупателей от них не отказался.
Гендиректор «Мечела» Олег Коржов, комментируя итоги 2019 года, говорил о заключении крупных экспортных контрактов, обеспечивших компании сбыт на год вперед. При этом компания уже сократила на четверть поставки в Китай, перераспределив их в пользу более маржинального японского рынка. «В 2020 году на рынке угля продолжает наблюдаться волатильность, с учетом ситуации с коронавирусом неопределенность может продлиться еще несколько месяцев»,— подчеркнул господин Коржов. Представитель холдинга отказался от дополнительных комментариев. В Evraz не ответили “Ъ”.
По словам Максима Худалова из АКРА, сейчас уголь даже слегка подорожал с начала мартовских распродаж. «Причина — дожди в Австралии и низкое предложение из США. Кроме того, в период карантина китайцы, похоже, существенно снизили собственную добычу. Итогом стал некоторый дефицит на рынке. Пока что говорить о проблемах экспорта в Китай рано. Более того, на фоне карантинов в США и Австралии есть даже шанс, что дефицит поставок импортного угля может усилиться»,— считает эксперт. Однако подобная ситуация может быть временным явлением. По оценкам Argus, в ближайшие месяцы спрос на уголь в мире будет снижаться из-за сокращения потребления электроэнергии как в Европе, так и во многих странах Азии. Кроме того, резкое удешевление нефти приведет к падению цен на газ в Европе и Азии по долгосрочным контрактам, что сильно ослабит позиции угля в межтопливной конкуренции. Сейчас спотовые цены на газ в Европе уже упали ниже $85 за 1 тыс. кубометров.
Игорь Лавренков, Кемерово; Евгений Зайнуллин, «Коммерсант»