Что будут делать в Арктике Сингапур, Китай и Индия?

Арктика

Многие иностранные государства сегодня заинтересованы в приходе в Арктику. Россия готова рассмотреть разные инвестиционные проекты по развитию Русского Севера. Это в первую очередь касается  Северного морского пути и добычи полезных ископаемых. Об этом «Парламентской газете» рассказал статс-секретарь — заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Павел Волков, информирует «Тихоокеанская Россия».

- Павел Михайлович, зачем в Арктике Сингапур, Китай и Индия, а также Турция и Бразилия, которые тоже рассматриваются в качестве потенциальных партнеров России на Крайнем Севере? В чем их заинтересованность в этом регионе, а главное — в чем наша?

- Два важнейших направления развития Арктики сегодня — это Северный морской путь, который является альтернативой существующим маршрутам, и добыча полезных ископаемых, которая составляет значительную долю экономики этих регионов.

Перечисленные вами страны, а это те, кто действительно интересуется сотрудничеством с Россией в Арктике, несмотря на блокирующие санкции, готовы инвестировать свои средства в различные проекты. Такие переговоры уже идут, в первую очередь по индийским и китайским проектам.

Говорить о том, когда они могут быть реализованы, пока сложно, так как утверждение любых проектов в Арктике — это достаточно долгий процесс, который связан с оценкой рисков со всех сторон. Потому что когда мы говорим об Арктике, мы говорим о миллиардных вложениях. Закрепиться в Арктике сегодня — это достаточно дорогое удовольствие.  

Одновременно надо понимать, что такие проекты — это инвестиции на долгосрочную перспективу, на будущее.

- Возможностей для реализации разных инвестпроектов на Крайнем Севере в ближайшее время станет больше. Например, в Арктическую зону планируют включить Березовский и Белоярский муниципальные районы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры — такой законопроект сейчас рассматривает Госдума. Какие проекты планируются там?  

- Включение новых муниципалитетов ХМАО в Арктическую зону в первую очередь выгодно самим этим территориям, потому что, когда такое решение будет принято, на них тут же начнет распространяться весь спектр преференциальных режимов. В результате, мы надеемся, туда придут новые инвесторы, которые построят современные предприятия, у людей будет интересная работа, вырастут зарплаты.

Ханты-Мансийский округ сегодня — это наша основная нефтяная провинция. В регионе реализуется множество проектов, связанных с добычей полезных ископаемых. В связи с этим там остро нужны нефтесервисные, нефтедобывающие компании, которые и являются основными пользователями преференциальных режимов.

- Какие еще территории могут войти в Арктическую зону, есть ли дальнейшие планы по ее расширению?

- У нас есть четкие критерии, которым должны соответствовать такие территории. Они определены в Стратегии развития Арктики. Все заявки подробно рассматриваются. Окончательное решение принимает президент.

Отмечу, что многие регионы сегодня стремятся попасть в Арктическую зону, чтобы получить преференции от государства, а они существенные. Получается, на фоне глобального потепления у нас в России глобальное похолодание, раз все больше территорий хотят войти в состав Арктической зоны, но это, конечно, шутка.

- А если серьезно, как глобальное потепление уже сейчас влияет на развитие Русской Арктики?  

- Глобальное потепление сегодня — серьезная проблема для Арктической зоны. Для предотвращения в том числе негативных последствий глобального потепления по поручению президента в 2023 году утвержден перечень опорных территорий Арктической зоны России. Это стратегически важные населенные пункты, господдержка которых будет осуществляться на системной основе.

- Каковы перспективы развития Арктического туризма? Ведь это тоже важные инвестиции в экономику региона…

- Такого Арктического побережья, как у нас, нет ни у одной другой страны. Проход по Северному морскому пути к Северному полюсу сегодня является мечтой многих людей из многих точек мира. Поэтому, конечно, перспективы развития туризма в Арктике огромные.

- Но одно дело — отправиться в Арктику в путешествие, и совсем другое — жить там. Какие  меры соцподдержки местного населения обсуждаются?

- По действующему правилу, не менее семи процентов средств, выделяемых на все госпрограммы, должно идти на Дальний Восток и Арктику. Это касается и здравоохранения, и социальной сферы, и поддержки промышленности.

Почему это нужно и насколько это справедливо по отношению к другим субъектам — важно объяснить. Потому что долгое время эти территории оставались без должного внимания государства. Сегодня мы меняем эту ситуацию.

В числе конкретных мер поддержки, которые обсуждаются, — например, расширение  Арктической ипотеки, которая уже сейчас дает хорошие результаты.

Юлия Сапрыгина, «Парламентская газета»

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Комментарии запрещены.