Авторитетнейший ученый с мировым именем: академик В.Л. Касьянов

kasyanov_vl_027 by .

академик Владимир Леонидович Касьянов, 2005 год. фото из архива ННЦМБ ДВО РАН


Выдающийся отечественный учёный, биолог, директор Института биологии моря имени А.В. Жирмунского Дальневосточного отделения Российской Академии наук (ИБМ ДВО РАН, ныне -Национальный научный центр морской биологии им. А.В. Жирмунского Дальневосточного отделения Российской Академии наук, ННЦМБ ДВО РАН ) действительный член (академик) РАН Владимир Леонидович Касьянов родился 4 января 1940 года. Сегодня ему исполнилось бы 83 года, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.

Как самостоятельная структурная единица в составе Академии наук страны Институт биологии моря появился во Владивостоке в 1970 году. Он стал детищем Алексея Викторовича Жирмунского, академика от моря, организатора, строителя и первого директора института. Жирмунский приехал на Тихий океан в 1965 году по личному приглашению тогдашнего руководителя Дальневосточного филиала Сибирского отделения АН СССР академика ВАСХНИЛ Б. А. Неунылова (20 сентября 1908 – 6 июня 1994). Созданным во многом его энергией, волей и трудами институтом, академик А.В. Жирмунский (15 октября 1921 – 20 октября 2000) руководил без малого два десятка лет. Отдавая должное его вкладу в отечественную науку, в сентябре 2005 года Институту биологии моря Дальневосточного отделения Российской Академии наук присвоили имя Алексея Викторовича Жирмунского. Его ученик, соратник и сподвижник В. Л. Касьянов возглавил ИБМ ДВО РАН в 1989 году. Осенью 2005-го, в год тридцатипятилетия Института, трагическая нелепость оборвала жизнь Владимира Леонидовича Касьянова.

На годовщину этой горестной даты в Институте биологии моря на здании НИИ установили доску в память академика В. Л. Касьянова, открыли мемориальный кабинет. А в день гибели Владимира Леонидовича на том месте, где 1 октября 2005 года произошла автокатастрофа (118-ый километр трассы Владивосток-Зарубино), поставили памятный знак. Церемония открытия мемориальной доски собрала сотрудников института: товарищей, сподвижников, учеников и подчинённых В.Л. Касьянова; его коллег из академических и отраслевых научно-исследовательских институтов Дальнего Востока и страны, высшей школы, официальных лиц.
…Дачники Владивостока хорошо знают, как сложно добираться горожанам на свои садовые участки – электрички приходится едва ли не штурмом брать что по дороге на свои шесть соток, что возвращаясь обратно. Как-то случилось и автору этих строк ехать в переполненном вагоне, уставленном дарами щедрой дальневосточной осени. Вообще, пассажиры пригородных поездов представляют собой довольно пёстрое собрание. Однако летом, особенно по выходным дням, это почти сплошь пенсионеры – садоводы-огородники. Среди них порой попадаются настоящие знатоки своего дела, академики шести соток. Но чтобы вместе с ними запросто оказался действительный член (академик) Российской Академии наук!.. Между тем, на станции «Чайка» таковой буднично вошёл в вагон. Это был Владимир Леонидович Касьянов, директор Института биологии моря Дальневосточного отделения РАН. Отыскав свободный пятачок, он аккуратно занял его со своим молодым спутником и стал внимательно его слушать. Понятно, академики – тоже люди, и им приходится бывать в магазинах, пользоваться услугами транспорта. Только, согласитесь, в представлении большинства, облечённые академическим званием – это люди из разряда каких-то особенных, исключительных специалистов в своей области и элиты общества. Собственно, так оно и есть на самом деле – члены научного сообщества составляют интеллектуальную сокровищницу страны, требующую соответствующего сбережения, опеки. Езда в переполненной электричке, как вы понимаете, к таковым не относится. С другой стороны, могут вполне резонно спросить: а что здесь такого?

«У него было много званий и обязанностей, помимо его главного призвания – быть очень хорошим человеком», – писал в некрологе на смерть В.Л. Касьянова ведущий научный сотрудник ИБМ ДВО РАН профессор Анатолий Леонидович Дроздов. Высочайший профессионализм и глубокие познания снискали академику Касьянову мировое признание. За удивительные человеческие качества, исключительную доброжелательность и простоту Владимира Леонидовича Касьянова искренне любили, уважали, ценили очень многие. Прежде всего, сослуживцы, коллеги и товарищи по работе в институте.

 by .

В.Л. Касьянов в лаборатории на Морской биостанции «Восток», 1971 год. фото из архива ННЦМБ ДВО РАН


Владимир Леонидович пришёл в Институт биологии моря в 1971, почти сразу же после организации ИБМ. Через два года он создаёт лабораторию эмбриологии, работой которой руководил до последних дней. Сегодня её возглавляет доктор биологических наук Владимир Владимирович Юшин, избранный в мае 2008 года в члены-корреспонденты РАН. Завлабом В.В. Юшин стал ещё при В.Л. Касьянове, в 2003 году. Собственно, инициатором смены руководства выступил сам академик – к тому времени В.Л Касьянов кроме директорства в институте работал заместителем председателя Дальневосточного отделения РАН, возглавлял Конкурсную комиссию ДВО РАН, вёл активную преподавательскую работу в Дальневосточном государственном университете. Как признанного специалиста, авторитетнейшего учёного, опытного организатора науки его призвали к участию в деятельности Совета по науке, технологиям и образованию при Президенте Российской Федерации. Со своими многочисленными обязанностями В.Л. Касьянов справлялся успешно, что не удивительно для всех знавших ено. Талантливый и умелый исследователь, он смог очень эффективно организовать свою жизнь. Руководство лабораторией не могло стать слишком обременительной ношей. Но Владимир Леонидович посчитал лучшим уступить заведование своему более молодому коллеге. В.В. Юшин рассказывает, что академик Касьянов был необычайно умелым руководителем. У него получалось работать с людьми без приказов. Для него всегда, даже когда он стал директором, академиком, крупным чиновником, было важно мнение других людей. Когда его точка зрения на проблему отличалась, он старался убедить остальных в своей правоте. И, как правило, ему это удавалось. Административную власть употреблять не спешил, да и не любил. В качестве примера В.В. Юшин приводит работу приборной комиссии – исключительно общественного образования коллектива. На её заседаниях обсуждалось, в каком научном оборудовании нуждаются подразделения института, чьи потребности следует удовлетворить в первую очередь. Академик Касьянов как директор мог решать эти вопросы самостоятельно, но он сам придумал создать такой демократический инструмент, всегда внимательно слушал комиссию и никогда не оспаривал её решения, даже если был в чём-то не согласен. Удивительно, но при всех своих высоких административных должностях Владимир Леонидович Касьянов оставался очень открытым, доброжелательным человеком, умеющим создавать вокруг товарищескую, комфортную, бесконфликтную обстановку. На равных общался с президентом страны, школьником, вахтёром…
 by .

23 июня 2004 года. Институт биологии моря ДВО РАН посетил президент России Владимир Владимирович Путин, директор института академик Владимир Леонидович Касьянов познакомил его с идеей создания океанариума во Владивостоке. фото из архива ННЦМБ ДВО РАН

Чрезвычайно занятого человека, особенно в последние годы, отмеченные бесконечными административными нагрузками, академика Касьянова постоянно донимали журналисты, представители различных средств массовой информации. Пишущую братию за настойчивость, граничащую с назойливостью, многие, в том числе и учёные, мягко говоря, недолюбливают – мол, только мешают работать, а после всё перевирают. Увы, случается. Директор Института биологии моря ДВО РАН относился к прессе очень лояльно, с пониманием важности их работы и уважением. Случалось, получить необходимую информацию о прошедшем событии или комментарий специалиста было проще у академика Касьянова, нежели чем у кого-либо другого из академической среды. Впрочем, уважителен Владимир Леонидович был исключительно со всеми, а открытость свою проявлял порой неожиданным образом: двери директорского кабинета (по заведённой ещё А.В. Жирмунским привычке) никогда не закрывались, и каждый заходивший в приёмную мог видеть длинный стол для совещаний и академика, занятого работой.

Директором ИБМ ДВО РАН В.Л. Касьянов стал в 1989 году. Тогда, казалось, ничто не предвещало тех катастрофических изменений, что вскоре выпали на долю нашей страны. Отечественная наука, академическое сообщество тяжело пережили потрясения девяностых годов. Институту биологии моря Дальневосточного отделения невероятно, просто сказочно повезло, что коллектив возглавил именно академик Касьянов. Интеллигентный и обаятельный Владимир Леонидович оказался самостоятельным руководителем, способным нестандартно разрешать проблемы перехода к рыночным отношениям, смелым человеком, твёрдым и мужественным в принципиальных вопросах, очень бережным к людям. Ему удалось не просто сохранить институт как научную единицу, но более того – целенаправленно вывести коллектив в число лидеров мировой морской биологической науки, набрать фундаментальную мощь.

Но административная карьера В.Л. Касьянова не прельщала. Больше всего его интересовал окружающий мир – он был страшно любознательным. В организованном в институте мемориальном кабинете учёного на полке стоят книги Владимира Леонидовича, говорящие о кругозоре его увлечений: Цицерон, Вальтер Скотт (в оригинале), альбомы Шагала и Пикассо, Греческо-русский словарь, «Старый Тбилиси», справочник «Народы мира», сборник «Русские писатели. 1800–1917». Он прекрасно знал географию и очень любил путешествовать, из-за чего порой шёл на авантюрные поступки: будучи аспирантом, отправился из родного Ленинграда в далёкий Баку (и обратно) на попутном транспорте, оказавшись на Северном Кавказе в «горячем» 1994-ом, поехал в Грозный, чтобы составить собственное мнение о происходящем. Вряд ли будет правильным сказать, что директорские обязанности доставляли ему удовольствие. Просто у него это получалось лучше, чем у других. А раз он это умеет делать, тогда значит и должен, считал академик Касьянов. Его однокурсник, доктор наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории генетики ИБМ ДВО РАН Александр Иванович Пудовкин был убеждён, что в своём директорстве Владимир Леонидович себя как учёного похоронил: «Сделал не так много, как мог бы». Не любил власть, но будучи человеком исключительного долга, не мог отказаться. Как не могли отказать ему в просьбе и подчинённые – если Владимир Леонидович просит, надо сделать. Не потому, что просит директор, а потому, что — Касьянов.

Коренной ленинградец, выпускник Ленинградского университета В.Л. Касьянов вобрал в себя всё очарование этого чудного города, культурной столицы России. Его эрудиция, увлечённость наукой особенно ярко проявлялась в лекциях перед молодёжью и школьниками. Многие молодые люди сделали свой выбор в пользу морской биологии именно благодаря выступлениям профессора Касьянова, многие стали учениками ведущей научной школы страны «Биология размножения и развития морских безпозвоночных», основанной академиком Владимиром Леонидовичем Касьяновым. 1 октября 2005 года опустела без него земля для очень многих.

Сергей СЕМЁНОВ (2010 год)
P.S. Коллеги-учёные академика Владимира Леонидовича Касьянова из Тихоокеанского института биоорганической химии ДВО РАН в 2007 году в его честь назвали бактерию kasyanovii Fulvivirga.

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Комментарии запрещены.